Автор Шульман Г.А.
отсюда
Система сильных и слабых взаимодействий в соционе (часть 2)
Номинально асимметричные отношения
Отношения социального заказа
Флюиды взаимодействия в этих отношениях направлены только в одну сторону: от «передатчика» (П) к «приёмнику» (п). Тут уместна, видимо, аналогия с пожарным стволом, из которого вырывается мощная струя воды только в одну сторону, — в стволе обратное движение жидкости невозможно. И именно здесь, вероятно, кроется разгадка того феномена, что передатчик практически не слушает (потому и не СЛЫШИТ) приёмника. И действительно: к чему пытаться что-либо услышать оттуда, откуда НИЧЕГО не передаётся?
В социуме «передатчик» служит для «приемника» образцом для подражания, пользуется повышенным авторитетом или вниманием. Его просьбы, пожелания выполняются с охотой, иногда — до того, как они высказаны. Гораздо жёстче эти отношения проявляются в семье. В сторону приёмника направлена и повышенная забота, иногда слишком назойливая, — как о малом дитяти, — имеют место элементы недоверия — нужно проверить не потому, что человек не хочет сделать то-то и то-то, а потому, что он просто не умеет («ещё!, — и до каких пор?!») «это» делать, — надо проследить, помочь, продублировать. Если «приёмник» занят чем-то «своим», то он «наверняка занимается ерундой!», (ведь, «если у него и умная голова, то всё равно дураку досталась!») — нужно поэтому направить его на путь истинный.
Если же отношения складываются неблагополучно (вспомним, — не на одной лишь соционике держится мир!), «приёмник» может «взорвать мир» от негодования. Но, как только «пыль от взрыва осядет», приёмник вспомнит неминуемо о «приказе» передатчика. Абстрагироваться невозможно.
Вместе с тем, отношения эти бывают весьма притягательными, — передатчик обычно трогательно заботится о приемнике, и все, что приемнику может понадобиться, по мнению передатчика, у него, как правило, есть. (Во всяком случае, в пределах возможностей семьи или передатчика), иногда — с «перебором». Но если приемнику что-нибудь нужно, по его мнению, то он — от желания добиться нужного — может «прыгать хоть до потолка» перед своим передатчиком… А может и не прыгать, — результат всё равно будет одинаковым: то, что нужно «приёмнику», с его — «приёмника» — точки зрения, он, бедный, не сможет получить от «передатчика» практически никогда. Ведь даже просьба «приёмника» воспринимается «передатчиком», пока она звучит, — и то не всегда.
Трудно также переносится приемником невозможность восприятия передатчиком области существования и интересов приемника. Поле жизнедеятельности приемника находится как бы в «мертвом пространстве» относительно поля зрения передатчика. Приемник очень трудно свыкается с мыслью о своей «неинтересности» передатчику.
Это весьма изматывающие отношения: дома ведь не тыл образуется, а своего рода «второй фронт» (если на службе — первый). Общество, конечно, выигрывает, — появляется ещё один член его — общества, — достаточно высокого уровня развития (если «приёмник» не скатывается в «яму безнадёжности»). Но человеку этому трудно очень. Поэтому он и «уходит» из дома — в увлечения (автомобиль, лодка, охота и т. п.), в общественную жизнь, в школьные кружки, в… соционику. Туда, в общем, где он не слышит это постоянное «Не так!» и «Ты бы лучше…», туда, где он равноправен, понимаем, нужен. Даже если передатчик иногда и пытается проникнуть в суть нужд и потребностей своего приемника, «глубина» этого «проникновения» может выглядеть просто дико.
Эти отношения организованы в четыре контура «социального заказа», где каждый «передатчик» в то же время — «приёмник» у «своего» «передатчика». Если обратиться к схеме контакта (Рис.1), увидим следующее. Мощное обучающее воздействие по схеме «2-4» — как в А-ИО. Раздражающее, встречно направленное — «3-4» (как в квт-ИО!). Спокойная, чётко сформулированная «просьба» «2-1» — противонаправленная. И — самое главное взаимодействие в этом контакте — «просьба» 3Ф («передатчика») к 1Ф («приёмника»). Как в А-ИО. Но в А-ИО эти «просьбы» симметричны, а в этом случае идут на фоне «приказа» «2-4» (П-п). Именно в этом взаимодействии заключена сущность этих отношений. А. Аугустинавичюте не единожды говорила о том, что «приёмник» на голову выше «передатчика», — ведь иначе и прогресса не было бы: «передатчик» «заказывает» выполнение того, с чем сам справиться не в состоянии! Поэтому понятен тезис о том, что «Каждое «Не так!» «передатчика» — это робкая просьба рассказать о том, как же надо?!», — только никто это не понимает, — отсюда и все беды в отношениях этого типа» [А. Аугустинавичюте]. Как видим, этическое взаимодействие — «просьба» — и в этом случае помогло разобраться в ситуации.
Отношения социального контроля
Информация в этом виде ИО также передается только в одну сторону — от ревизора к подревизному, и так же, как и в отношениях социального заказа, каждый ТИМ существует одновременно в двух ипостасях: кому-то он ревизор, у кого-то — подревизный. Это происходит потому, что симметризируются эти отношения, как и отношения соцзаказа, в четырёх контурах социального контроля. Информация движется безостановочно — поэтому социон и функционирует.
Ревизор очень значим для подревизного. Всегда. Подревизный иногда весьма интересен ревизору. Издали ревизора хочется снисходительно потрепать по плечу, указать на некоторые шероховатости в некоторых поведенческих реакциях. Когда ревизор рядом, «от него хочется убежать» [Аушра]. И тем быстрее и дальше, чем он ближе.
«Контролёр», или «ревизор», для «подконтрольного» («подревизного») — фигура ещё более страшная, чем передатчик для приёмника в отношениях соцзаказа. В особенности, в семье. Ведь если «приёмник» просто занят «не тем» («Умный мужик, но ерундой занимается!»), то «ревизуемый» вообще всё делает не так!
Обратимся к схеме отношений. «Просьба» «4-2», — как в К-ИО. Мы это обсуждали, такой контакт может быть благополучным и результативным. «Просьба» «4-3» (р-Р), — ответа быть не может, т. к. 3Ф не в состоянии понять даже, о чём речь, собственно говоря. Самой трудно, и непонятно, что трудно, а тут ещё и просят о чём-то. «Приказ» «1-2», — как в З-ИО, — постоянная ревизия и поправки «ради твоего же блага» (!). И самое гнусное — «1-3» (р-Р) — повторение К-ИО, да ещё и в асимметричном варианте. Полуконфликт, иначе говоря. Т. е. единственное «нормальное» взаимодействие («4-2») тонет во всей этой гадости остальных «контактов». И если в социуме эти отношения действительно наиболее трудны, асимметричны, неуравновешенны, то в ДИМГе они для подревизного могут стать вообще гибельными.
Дальнейшие утверждения могут показаться мистическими, но есть подтверждения, есть феномены, наблюдаемые в реальных условиях. Вот некоторые из них.
1. Считывание ревизором приближающихся поведенческих реакций своего подревизного и предвосхищение их (особенно это проявляется при контактах в длительно изолированной малой группе — ДИМГе).
2. Отключение программы подревизного на время выполнения программы ревизора, которую в этом случае должен выполнить подревизный. Собственная программа подревизного включается автоматически после выполнения программы ревизора (это — при «хороших» отношениях). Если же отношения в данной конкретной диаде сложились как скверные, происходит полное «стирание» — уничтожение — программы подревизного (он как бы забывает, причем начисто, о том, что должен был, — или собирался, — сделать).
3. В тех случаях, когда коэффициент биоэнергетического потенциала (БЭП) ревизора ниже, чем БЭП подревизного, наблюдается очень четкое и быстрое перетекание энергии от подревизного к ревизору. Особенно в ДИМГе.
4. Но наиболее ярко и гибельно для подревизного ситуация складывается, когда такой человек находится под воздействием своего ревизора и своего передатчика, — дуала ревизора — одновременно [8].
5. А о такой «мелочи», как постоянное забывание передать информацию (о чём угодно!!,— если только не попросили записать на куске бумаги рядом с телефоном), как, кстати, и в отношениях соцзаказа, вроде как-то и говорить неудобно — на фоне-то сказанного!
Необходимо отметить, что особенно опасны своим трагическим развитием и результатами эти отношения в семье, где ревизором выступает кто-либо из родителей или детей. Но это предмет отдельного разговора. Самое интересное заключается в том, что похожая картина складывается и между этносами-странами-государствами, у которых есть такие же ТИМы, как и у людей, но называются типы государств интегральными [А. Букалов] и при их обозначении добавляется звёздочка.
Номинально асимметричные отношения
Отношения социального заказа
Отношения социального заказа
(один «передатчик», второй — «приёмник»)
(один «передатчик», второй — «приёмник»)

В социуме «передатчик» служит для «приемника» образцом для подражания, пользуется повышенным авторитетом или вниманием. Его просьбы, пожелания выполняются с охотой, иногда — до того, как они высказаны. Гораздо жёстче эти отношения проявляются в семье. В сторону приёмника направлена и повышенная забота, иногда слишком назойливая, — как о малом дитяти, — имеют место элементы недоверия — нужно проверить не потому, что человек не хочет сделать то-то и то-то, а потому, что он просто не умеет («ещё!, — и до каких пор?!») «это» делать, — надо проследить, помочь, продублировать. Если «приёмник» занят чем-то «своим», то он «наверняка занимается ерундой!», (ведь, «если у него и умная голова, то всё равно дураку досталась!») — нужно поэтому направить его на путь истинный.
Если же отношения складываются неблагополучно (вспомним, — не на одной лишь соционике держится мир!), «приёмник» может «взорвать мир» от негодования. Но, как только «пыль от взрыва осядет», приёмник вспомнит неминуемо о «приказе» передатчика. Абстрагироваться невозможно.
Вместе с тем, отношения эти бывают весьма притягательными, — передатчик обычно трогательно заботится о приемнике, и все, что приемнику может понадобиться, по мнению передатчика, у него, как правило, есть. (Во всяком случае, в пределах возможностей семьи или передатчика), иногда — с «перебором». Но если приемнику что-нибудь нужно, по его мнению, то он — от желания добиться нужного — может «прыгать хоть до потолка» перед своим передатчиком… А может и не прыгать, — результат всё равно будет одинаковым: то, что нужно «приёмнику», с его — «приёмника» — точки зрения, он, бедный, не сможет получить от «передатчика» практически никогда. Ведь даже просьба «приёмника» воспринимается «передатчиком», пока она звучит, — и то не всегда.
Трудно также переносится приемником невозможность восприятия передатчиком области существования и интересов приемника. Поле жизнедеятельности приемника находится как бы в «мертвом пространстве» относительно поля зрения передатчика. Приемник очень трудно свыкается с мыслью о своей «неинтересности» передатчику.
Это весьма изматывающие отношения: дома ведь не тыл образуется, а своего рода «второй фронт» (если на службе — первый). Общество, конечно, выигрывает, — появляется ещё один член его — общества, — достаточно высокого уровня развития (если «приёмник» не скатывается в «яму безнадёжности»). Но человеку этому трудно очень. Поэтому он и «уходит» из дома — в увлечения (автомобиль, лодка, охота и т. п.), в общественную жизнь, в школьные кружки, в… соционику. Туда, в общем, где он не слышит это постоянное «Не так!» и «Ты бы лучше…», туда, где он равноправен, понимаем, нужен. Даже если передатчик иногда и пытается проникнуть в суть нужд и потребностей своего приемника, «глубина» этого «проникновения» может выглядеть просто дико.
Эти отношения организованы в четыре контура «социального заказа», где каждый «передатчик» в то же время — «приёмник» у «своего» «передатчика». Если обратиться к схеме контакта (Рис.1), увидим следующее. Мощное обучающее воздействие по схеме «2-4» — как в А-ИО. Раздражающее, встречно направленное — «3-4» (как в квт-ИО!). Спокойная, чётко сформулированная «просьба» «2-1» — противонаправленная. И — самое главное взаимодействие в этом контакте — «просьба» 3Ф («передатчика») к 1Ф («приёмника»). Как в А-ИО. Но в А-ИО эти «просьбы» симметричны, а в этом случае идут на фоне «приказа» «2-4» (П-п). Именно в этом взаимодействии заключена сущность этих отношений. А. Аугустинавичюте не единожды говорила о том, что «приёмник» на голову выше «передатчика», — ведь иначе и прогресса не было бы: «передатчик» «заказывает» выполнение того, с чем сам справиться не в состоянии! Поэтому понятен тезис о том, что «Каждое «Не так!» «передатчика» — это робкая просьба рассказать о том, как же надо?!», — только никто это не понимает, — отсюда и все беды в отношениях этого типа» [А. Аугустинавичюте]. Как видим, этическое взаимодействие — «просьба» — и в этом случае помогло разобраться в ситуации.
Отношения социального контроля
Отношения социального контроля
(один «ревизор», второй «подревизный»)
(один «ревизор», второй «подревизный»)

Ревизор очень значим для подревизного. Всегда. Подревизный иногда весьма интересен ревизору. Издали ревизора хочется снисходительно потрепать по плечу, указать на некоторые шероховатости в некоторых поведенческих реакциях. Когда ревизор рядом, «от него хочется убежать» [Аушра]. И тем быстрее и дальше, чем он ближе.
«Контролёр», или «ревизор», для «подконтрольного» («подревизного») — фигура ещё более страшная, чем передатчик для приёмника в отношениях соцзаказа. В особенности, в семье. Ведь если «приёмник» просто занят «не тем» («Умный мужик, но ерундой занимается!»), то «ревизуемый» вообще всё делает не так!
Обратимся к схеме отношений. «Просьба» «4-2», — как в К-ИО. Мы это обсуждали, такой контакт может быть благополучным и результативным. «Просьба» «4-3» (р-Р), — ответа быть не может, т. к. 3Ф не в состоянии понять даже, о чём речь, собственно говоря. Самой трудно, и непонятно, что трудно, а тут ещё и просят о чём-то. «Приказ» «1-2», — как в З-ИО, — постоянная ревизия и поправки «ради твоего же блага» (!). И самое гнусное — «1-3» (р-Р) — повторение К-ИО, да ещё и в асимметричном варианте. Полуконфликт, иначе говоря. Т. е. единственное «нормальное» взаимодействие («4-2») тонет во всей этой гадости остальных «контактов». И если в социуме эти отношения действительно наиболее трудны, асимметричны, неуравновешенны, то в ДИМГе они для подревизного могут стать вообще гибельными.
Дальнейшие утверждения могут показаться мистическими, но есть подтверждения, есть феномены, наблюдаемые в реальных условиях. Вот некоторые из них.
1. Считывание ревизором приближающихся поведенческих реакций своего подревизного и предвосхищение их (особенно это проявляется при контактах в длительно изолированной малой группе — ДИМГе).
2. Отключение программы подревизного на время выполнения программы ревизора, которую в этом случае должен выполнить подревизный. Собственная программа подревизного включается автоматически после выполнения программы ревизора (это — при «хороших» отношениях). Если же отношения в данной конкретной диаде сложились как скверные, происходит полное «стирание» — уничтожение — программы подревизного (он как бы забывает, причем начисто, о том, что должен был, — или собирался, — сделать).
3. В тех случаях, когда коэффициент биоэнергетического потенциала (БЭП) ревизора ниже, чем БЭП подревизного, наблюдается очень четкое и быстрое перетекание энергии от подревизного к ревизору. Особенно в ДИМГе.
4. Но наиболее ярко и гибельно для подревизного ситуация складывается, когда такой человек находится под воздействием своего ревизора и своего передатчика, — дуала ревизора — одновременно [8].
5. А о такой «мелочи», как постоянное забывание передать информацию (о чём угодно!!,— если только не попросили записать на куске бумаги рядом с телефоном), как, кстати, и в отношениях соцзаказа, вроде как-то и говорить неудобно — на фоне-то сказанного!
Необходимо отметить, что особенно опасны своим трагическим развитием и результатами эти отношения в семье, где ревизором выступает кто-либо из родителей или детей. Но это предмет отдельного разговора. Самое интересное заключается в том, что похожая картина складывается и между этносами-странами-государствами, у которых есть такие же ТИМы, как и у людей, но называются типы государств интегральными [А. Букалов] и при их обозначении добавляется звёздочка.
отсюда