ПЕРВАЯ КВАДРА
читать дальше




БАЗОВАЯ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА -1
Плод находится в симбиозе с матерью, поэтому проявляются две стороны процесса совместного существования благоприятное или неблагоприятное. «Биологическая основа этой матрицы опыт исходного симбиотического единства плода с материнским организмом во время внутриматочного существования. В периоды безмятежной жизни в матке условия для ребенка почти идеальны, однако некоторые физические, химические, биологические и психологические факторы способны серьезно их осложнить».

Если плод чувствовал себя комфортно, то в измененном состоянии сознания у пациентов С.Грофа возникали образы Рая, блаженства, мирового океана, а также доброй матери-природы, прекрасной богини, которая хранит покой и дарует жизнь. Человек ощущает себя частичкой единого вселенского бытия, в котором он неотделим от мира всеобщей гармонии.
Если беременность проходит с осложнениями, то плод испытывает дискомфорт, неудобство, боль. Тогда рождаются образы Ада, злой матери, богини, приносящей несчастья, разрушающей гармонию, создающей хаос.
В обоих случаях ощущение физиологического комфорта и гармоничного сосуществования чрезвычайно важно оно определяет жизненные ценности конкретного типа, вне зависимости от того, в сильной или слабой позиции находится этот аспект в модели ТИМа.
Не исключено, что этим определяется негативизм или позитивизм сенсориков в данной квадре:










Позитивные аспекты БПМ-1, отражающие блаженное состояние ребенка в утробе матери, связаны с образами спокойствия, удовлетворенности, прекрасными пейзажами, экзотическими птицами, сверканием камней, струями фонтанов или потоков жизни. Представители первой квадры ценят информацию о гармонии и красоте во всех ее проявлениях; эпикурейские радости жизни: комфорт, вкусную еду, отдых на песчаном пляже у теплой морской волны, посиделки у костра или на уютной кухне и т.п.
Негативные аспекты ассоциируются с образами загрязненных потоков и враждебной или зараженной природной среды, нахождение в условиях которой представляет угрозу для жизни. Первая квадра предпочитает чистую экологию планеты, человеческого жилища, дома, в котором немаловажную роль играют материалы, из которого он построен предпочтение отдается натуральному дереву, чистой почве и воде, замкнутому жизненному циклу в пределах данной системы.

Гармоничные или дисгармоничные условия пребывания в утробе матери порождают либо положительные, либо отрицательные проявления энергии поля плода. В обоих случаях эмоции, отражающие радость, счастье гармоничного бытия, и эмоции, отражающие страх, ужас перед «злой маткой», окружающим миром, играют ведущую роль в формировании ТИМа. Разница заключается лишь в том, в каком блоке модели информационного метаболизма они будут проявлены сильном или слабом.
Сенсорика ощущений в этой матрице неразрывно связана с энергией поля, или этикой эмоций эти аспекты объединены в единый блок. Чувство радости бытия, энергия должна быть направлена на создание и поиск новых путей развития, достижение или укрепления гармонии существования. Охваченность экстатическим чувством (океанический экстаз), восторг перед бескрайним совершенством мироздания характерны для переживаний БПМ-1. Для достижения гармонии необходимы изрядные энергетические затраты.
Представителями первой квадры ценятся сильные чувства, страсти, переживания, теплая дружеская атмосфера, они любят веселье, хорошую шутку, праздники, фейерверки и т.п.; смотреть мульфильмы (невзирая на возраст), комедии; в то же время уважение вызывают сильные страсти и чувства.

Положительная или отрицательная энергия, порождаемые гармоничным или дисгармоничным состоянием плода в матке, рождают предчувствие неисчерпаемых возможностей бытия. Для БПМ-1 свойственно отсутствие границ и препятствий, образы водных форм жизни или межзвездного пространства, чувство мистического единства.
Комфортное или дискомфортное сосуществование с организмом матери рождает чувство защищенности, приводит к ожиданиям новых возможностей, которые возникают в этой среде существования, или чувство страха, растерянности, неуверенности, которое вызывает неизведанный новый мир (что в большей степени свойственно сенсорикам этой квадры). Избыток или недостаток гармонии компенсируется безграничными возможностями сильная интуиция возможностей образует противовес малому чувству блаженства в утробе матери. В обоих случаях варианты будущего существования предчувствуются в контексте единства человеческого существа и Вселенной.
Можно предположить, что положительная сенсорика ощущений способствует возникновению положительного поля, или эмоций, в детском блоке, стимулирует видение перспективных возможностей (





Поскольку плод находится в симбиозе с материнским организмом, происходит равноправное взаимодействие обеих систем, вне зависимости от того, безмятежно ли внутриматочное состояние, или гармония симбиоза нарушена. Возможно, здесь находятся корни демократизма первой квадры: чувство единения и ожидание возможностей распространяется на все возможные системы. Причинно-следственные связи выстраиваются вокруг важнейшей ценности гармоничного бытия в мире.
Если гармония это изменяющаяся ценность, возможность обретения которой реальна, к которой следует стремиться, значит, она должна быть реально достижима и для всех других систем.
А если гармонии нет, то необходимо найти возможности и выстроить систему или алгоритм ее обеспечения. Здесь возможно либо стремление к справедливости и равноправию, поддерживаемое эмоциями и умением создать комфорт окружающим, либо активное систематическое творчество.
Представители первой квадры ценят систему общественных и межличностных отношений, которые предоставляют всем равные возможности, сам человек представляется системой, равноправной другим системам, вплоть до вселенских.
ДРУГИЕ АСПЕКТЫ
Достижение вселенского единства и гармонии невозможно насильственным путем, волевым усилием, однако необходимо рационально использовать время, чтобы сократить путь к цели. Поэтому волевая сенсорика (




Поскольку БПМ-1 соответствует первому, начальному этапу родов, то все возможности относятся на счет другого пространства, ибо пространство внутри матери это лишь отправной пункт. Не здесь, но где-то там, вдали, не сейчас, но когда-нибудь потом, доверившись своим предчувствиям, мы достигнем гармонии, которая сопутствует нам здесь, или к которой мы должны стремиться, потому что здесь ее пока нет.
Позволю себе высказать предположение, что у представителей первой квадры психика начала воспринимать информацию извне, еще находясь во чреве матери, на стадии, предшествовавшей эмпирическим родам. Скорее всего, это именно они слышат музыку, голоса родителей и т.п. Рисунки БПМ-1 часто изображают младенца внутри сферы, которая парит в космосе или плывет внутри мирового океана.
ВТОРАЯ КВАДРА
читать дальше




БАЗОВАЯ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА 2
«Этот эмпирический паттерн относится к самому началу рождения, к его первой стадии. Здесь исходное равновесие внутриматочного существования нарушается вначале тревожными эмпирическими сигналами, а затем мышечными сокращениями. При полном развертывании этой стадии плод периодически сжимается маточными спазмами, шейка матки закрыта, выхода еще нет».

Основной образ и пафос этой БПМ замкнутое пространство, сжатие, отсутствие выхода, которое довлеет над плодом и представляет для него, с одной стороны, угрозу, с другой мощный стимул двигаться навстречу неизвестности, навстречу новой жизни. Сознание надвигающейся смертельной опасности имеет осязаемый образ давления извне, которому следует либо подчиниться, либо оказать сопротивление. ТИМы с








Для БПМ-2 характерны картины воронки или водоворота, неумолимо затягивающие внутрь, переживание космического поглощения, образы Ада, спрута, паука, спуска в подземелье, лабиринта. В мифологии этому соответствует начало путешествия героя.
Вторая квадра уважает сильных лидеров, воинов, завоевателей (Александр Македонский, казачество, Петр Первый), приветствуется способность к самоутверждению вопреки неблагоприятным обстоятельствам.

Поскольку ситуация невыносима, она кажется безнадежной и бесконечной. Происходит потеря чувства линейного времени, поскольку не видно конца этой пытке, а также способа ее избежать. В условиях непрекращающихся боли и страха особенно актуальной и ценной становится способность переждать, перетерпеть, выждать. С другой стороны, возникает понятие вечности как застывшего времени, так как происходит концентрация на переживаниях данного периода.
Затяжное состояние отсутствия выхода создает почву для эмпирической идентификации с узниками темниц или концентрационных лагерей, со скоплением грешников в Аду, с архетипическими героями вечного проклятия, которым не будет покоя, участь которых вечная неприкаянность и скитания во времени (Летучий Голландец, Сизиф, Вечный Жид, Тантал, Прометей). Важно подчеркнуть, что хотя боль и является отправной точкой в переживаниях БПМ-2, основной акцент ставится здесь на ее временной протяженности, извечности, нескончаемости.
Во второй квадре ценят великие идеи, готовность отдать за них жизнь, жертвенность (светлое будущее), интересуются историей, мистикой, астрологией.

Описанные выше переживания находятся для БПМ-2 в неразрывной связи со страданием, ужасом, страхом. Мотив мученичества, беспомощности, экзистенциального отчаяния и вины смыкается здесь с мотивом вечности. Энергия в ситуации мучительного преодоления является необходимым, высоко ценным ресурсом, без которого выживание невозможно.
Подобно Прометею, который принес с небес огонь людям на земле, за что заслужил вечные муки и забвение, этики второй квадры




На социальном уровне план электрификации страны, печи концлагерей, мистическое обожествление силы огня идеологами тоталитиразма, народные праздники, парады, демонстрации и трудовой энтузиазм, революционный пафос («Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем!») имеют общую архетипическую подоплеку перинатального опыта, который в силу исторических особенностей был экстраполирован на интегральный тип конкретной нации.

В условиях сжатия, спазмов матки плод ощущает свою целостность и взаимодействие с внешней силой, которая угрожает ему и вызывает боль. Теперь симбиотическое равновесие двух систем нарушено, так что говорить о равноправных возможностях не приходится, идет борьба, обусловленная логикой момента.
Однако представители второй квадры изначально принимают иерархию как данность, как одну из краеугольных ценностей бытия. Принадлежность к одной, как правило, замкнутой системе соответствует пониманию основных принципов мироздания, общества, коллектива, семьи. Упорядоченность мироустройства и социума облегчает существование, вносит ясность в быт и понимание «своеобразия текущего момента» в такой ситуации положение «колесика» и «винтика» социального механизма не является ущемлением прав, а наоборот способствует стабильности, ибо это уже определенность, ясность.
Эта особенность называется в соционике аристократизмом, то есть чувством принадлежности к определенной системе: государственного устройства, образа мысли (мировой социалистический лагерь, два мира - две морали).
У логиков второй квадры в блоке Эго волевая сенсорика (


ДРУГИЕ АСПЕКТЫ
Несмотря на то, что боль и телесные мучения (



Интуиция возможностей (

«Страх какой-то. Неизвестно, что тебя ждет» (


Выход возможен только один иными словами, выбор сведен к одной альтернативе свобода или смерть. Задачей квадры является создание системы то есть многообразие идей, характерное для первой квадры, сменяется одной или несколькими идеями, которые признаны единственно верными («Учение Маркса всесильно, потому что верно»).
Этика отношений (



ТРЕТЬЯ КВАДРА
читать дальше




БАЗОВАЯ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА 3
«На этой стадии сокращения матки продолжаются, но в отличие от предыдущей стадии, шейка матки теперь раскрыта, и это позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. Под этим кроется отчаянная борьба за выживание, сильнейшее механическое сдавливание, часто высокая степень гипоксии и удушье ».

Переместившись из матки в родовой канал, плод сталкивается с необходимостью приложить собственные усилия для того, чтобы продвигаться вперед. На первый план выходит элемент титанической борьбы, приложения неистовых сил. Возникают образы землетрясений, ураганов, извержения вулканов, ядерных взрывов, войн, схваток с дикими зверями, освоения новых земель, космических битв с участием ангелов и демонов. Весь мир представляет собой обширное поле битвы, и именно здесь должны быть проявлены либо способность брать на себя львиную долю участия в борьбе, самостоятельно сражаться с мощными внешними силами, либо сдаться на милость победителя и принять с уважением и смирением его превосходство. Осознание значимости, важности событий, происходящих на конкретной территории, предполагает способность взять на себя ответственность (








Граница территорий двух миров тело матери и будущее самостоятельное бытие становится в буквальном смысле осязаемой, вызывая тип переживаний «вулканического экстаза» по контрасту с «океаническим экстазом» космического единства. Участник этого действа одновременно и жертва, и хозяин положения. Картины этой сложной матрицы усложняются смесью агрессии со стороны женской репродуктивной системы и яростной реакцией плода на удушье. Картины пыток, казней, изнасилований переплетаются с сексуальной составляющей процесса.
Третья квадра интересуется катастрофами, катаклизмами, разрушительными войнами «Звездные войны», пожары в небоскребах, «Если наступит завтра», «Титаник», «Молчание ягнят» и.т.п. в условиях которых нужно проявить твердость духа.

В условиях яростной борьбы организмов матери и ребенка возрастает роль взаимодействия полей этих участников процесса. Если в двух первых двух матрицах первостепенное значение обретают энергетические заряды разных объектов, то теперь акцент переносится на взаимодействие энергетических полей.




Взаимоуважение, принятие другой системы как партнера перед лицом смертельной опасности, духовная стойкость, нравственный долг, то есть сочетание волевой сенсорики с этикой отношений высоко ценятся представителями третьей квадры.
В то же время биологические особенности этой стадии родов, когда плод вступает в контакт с экскрементами и кровью матери, формируют противоречивые критерии и оценки нравственного падения и духовного возрождения.
С одной стороны, проявляется элемент огня, который способствует духовному очищению, возрождению, а чистота нравственная и физическая не отделяются друг от друга. С другой философское осмысление природы Добра и Зла, характерное для этиков третьей квадры, способно привести к низвержению и поруганию установившихся норм нравственности и морали.
Отсюда образы Шабаша ведьм, сатанинских оргий, ритуалов искушений и искаженного духовного порыва. Многоплановость этических подходов и оценок словно проверяет человека на этическую прочность в самых ужасающих проявлениях, граница двух территорий обнажает противоречивость и субъективность взаимодействия полей различных объектов, то есть людей. Кроме того, и оргии, и шабаш это наглядное проявление нравственного разложения, без которого невозможно оценить подлинность духовного преображения. Полярность этических подходов к человеку: от примитивной дидактики до извращения Святого писания.
Нравственные поиски и переосмысление религиозных ценностей, сопоставление их нравственных принципов, ревизия морали современного общества в творчестве Л.Толстого привели к тому, что автора отлучили от церкви. Интерес к вопросам Добра и Зла: голливудские фильмы об Антихристе, Армагеддоне, эклектизм и переизбыток религиозных направлений, свойственные США.

БПМ-3 принципиально отличается от предыдущих состояний безвыходности. Здесь плод уже не беспомощен, а «принимает активное участие в происходящем», он действует наравне с матерью, предчувствуя, что его борьба «имеет определенную направленность и цель.
Целесообразность действий, имеющих конкретную цель, ценится высоко, причем эта ценность возрастает в контексте времени. Бездействие в условиях этой стадии родов, особенно если воля находится в подавленном состоянии, становится смерти подобным. И наоборот: активность, эффективность реакций на воздействия извне, поиск наиболее оптимального направления деятельности необходимы в этом случае для выживания.
Интуиты третьей квадры либо творчески используют время





Героические усилия плода подчеркивают особую значимость каждого момента борьбы, напряжение достигает таких высот, что граница между рождением и смертью становится почти неразличимой. Чувство течения времени, своевременности, ритма происходящего, ощущение конечности процесса в этих условиях необходимы: дорога каждая минута, каждая секунда, так как может не хватить сил балансировать на грани жизни и смерти («Время не ждет!»).
Смерть или возрождение в биологическом и духовном смысле в БПМ-3 неразрывно связаны, даже секс здесь сочетается со смертью, опасностью, побуждением к самоуничтожению. Время воспринимается как показатель переломного момента в борьбе, который приводит к обновлению, а также начало новой эпохи существования. Феникс символ движения, перехода в новое состояние, символизирует возрождение, которое следует за смертью.
Поскольку титаническая борьба сплавлена с идеей разрушения, то время превращается в категорию философскую, через призму которой все ужасы и удовольствия в мире обретают относительную ценность. Ибо, как известно, «ничто не вечно под Луной», и «всякой вещи свое время».
ДРУГИЕ АСПЕКТЫ
Подобно тому, как это происходит в БПМ-2, сенсорика ощущений (

Отсутствие и демонстративное неуважение к стройной системе (

Энергетические затраты (


ЧЕТВЕРТАЯ КВАДРА
читать дальше




БАЗОВАЯ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА 4
«В этой последней стадии мучительный процесс борьбы за рождение подходит к концу, продвижение по родовому каналу достигает кульминации, и за пиком боли, напряжения и сексуального возбуждения следует внезапное облегчение и релаксация».

На заключительной стадии родов впервые после длительного периода темноты ребенок сталкивается с ярким светом. Находясь буквально на пороге новой жизни, «индивид ощущает приближение катастрофы огромного размаха».
После опыта почти полного уничтожения новорожденный видит ослепительно белый свет, который в перинатальных воспоминаниях описывается как сверхъестественно яркий и прекрасный. БПМ-4 это опыт смерти и возрождения, который имеет иную по сравнению с БПМ-3 окраску. Возникают образы архетипических божеств в сопровождении света радуги, переливов красок павлиньего хвоста, рождается чувство пробуждения после грозы или бури.
Внешний мир теперь кажется прекрасным и безопасным местом, однако чувство прекрасного связано с гармоничным сосуществованием, с реальным миром. Архетипические образы здесь связаны с богами и богинями, чья смерть и возрождение символизируют плодородие Осирисом, Адонисом, Дионисом, Герой, Кибелой.
Сенсорики четвертой квадры




Жизнь вот главное богатство человека. Хранится и ценится информация о выживании после несчастных случаев или выздоровления после тяжелой болезни (о теплой одежде, лекарствах, качественных продуктах питания, хорошем отдыхе); о гармонии с живой природой, чувстве родства с другими творениями, живущими на земле (животными, растениями).
«Я одна. Острое ощущение своего внутреннего пространства и большого внешнего. Ощущение матрешки. Ты одно, а вокруг другое, большое, светлое. Я внутри, а все вокруг снаружи. Все вокруг новое, много звуков и много света. Было темно, розово, красно, но темновато. Ощущения мамы тоже нет». (


«Это что-то круглое, как воздушный шарик, он стягивается в полуспираль, как шарик крутишь несильно надутый, а он вылезает из рук и ты выскакиваешь». (



Плод справился с задачей, поставленной природой, и приход в этот мир требует достижения соответствия внешним условиям, добиться которого можно путем целенаправленных действий: гармонию нужно сохранять и создавать своими руками.
Перинатальные воспоминания БПМ-4 сохраняют подробности реальных биологических событий, а также специальных акушерских приемов, «способе ручного и инструментального родовспоможения», детали «послеродового опыта и ухода за младенцем». Здесь важна согласованность действий с новыми объектами врачом или медсестрой ради обеспечения и достижения гармонии с внешним миром.
В четвертой квадре сенсорика ощущений объединяется с логикой действия, и те ее представители, у которых они находятся в сильном блоке




Представителям четвертой квадры свойственны приверженность групповым интересам, правилам и принципам, которые в основном диктуются необходимостью осмысленных действий в интересах данной группы. Мир это множество подсистем, сообществ, которым необходимо эффективно взаимодействовать. Отсюда аристократизм закрытого сообщества (чаще профессионального, по типу средневековых цехов и гильдий мастеровых), группы внутри среды обитания в целях выживания.

Симбиотическое единство нарушено раз и навсегда, младенец обрел анатомическую независимость, ради достижения которой почти до конца были исчерпаны энергетические ресурсы. Накануне появления на свет переживания достигают такого накала, что в дальнейшей жизни ощущается потребность избегать избыточных эмоций. На первый план выходят вопросы взаимоотношений с другими системами, чтобы выжить в этом мире, необходимо уметь находить комфортные условия взаимодействия.
Эмоциональный крах после «физической гибели, интеллектуального поражения, окончательного морального падения» сменяется духовным прорывом, когда пугающие образы «болота» бессознательного превращаются в дружественные символы материнской любви и заботы Деву Марию, Изиду, Парвати, Лакшми. Необходимость гармоничных отношений в семье, обществе, в мире осознается во всей полноте, ибо нет возврата к органическому, биологическому единству живого существа со своими родителями.
Этики четвертой квадры







Возможности сохранения гармонии видятся представителям четвертой квадры в ином ракурсе, чем представителями первой квадры. Безграничное многообразие жизни равноправных систем недостижимо для тех, кто еще в процессе рождения ощутил свою автономность, отчужденность от других. На возможности здесь настоящий голод, за ними охотятся, поэтому так любят сюрпризы, неожиданности, путешествия, загадочные явления, тайны, сказки, фэнтези, волшебство (книги о Гарри Поттере и т.п.).
В таких условиях, когда нужно действовать совместно со своими единомышленниками в интересах сохранения жизненного ресурса, в первую очередь требуется разнообразие подходов к каждой личности. Способности, талант, новые аспекты личности человека, варианты достижения согласия, духовного роста и преображения, словом, весь спектр человеческих отношений от сватовства до религиозных откровений такова сфера реализации этиков четвертой квадры.
Всегда должны быть найдены возможности для гармоничного развития личности, должны быть созданы условия для органичного взаимодействия энергетических полей. Только тогда можно во всей полноте наслаждаться существованием. А если произошло ЧП, то оно только полнее и нагляднее проявит душевные качества человека. Интрига это способ самореализации, выявления истинной человеческой природы (Джулия Ламберт), даже форс-мажорные обстоятельства это шанс ощутить свою близость и причастность к проблемам других людей.
ДРУГИЕ АСПЕКТЫ
Влияние внешнего мира воспринимается негативно, поскольку напряжение и ужас последней стадии родов достигают своего апогея, и раз и навсегда разрушают эмбриональное блаженство. По этой причине насилие, воля и долг (




ЗАКЛЮЧЕНИЕ
читать дальше В ходе ответа на вопросы о том, как они представляют процесс своего появления на свет, участники опроса в первую очередь представляли информацию по аспектам, определяющим ценности квадры. В менее развернутой форме была представлена информация по остальным аспектам модели ТИМа (а иногда и отсутствовала вовсе). Таким образом, перевод образов базовых перинатальных матриц на язык информационных аспектов и анализ высказываний представителей разных квадр позволяет сделать вывод, что в перинатальном опыте импринтируется первичная информация и проявляются основные дихотомии и установки психики. При описании своего представления о собственном перинатальном опыте экстраверты дают более масштабную, панорамную картину происходящего, интроверты концентрируются на своем внутреннем восприятии событий. Интуиты занимают более пассивную, выжидательную позицию в ситуации взаимодействия с объектным миром, концентрируются на возможностях ее разрешения, сенсорики на приложенных своих или совместных с матерью усилиях. Этики в большей степени отмечают эмоциональную или отношенченскую составляющую взаимодействия плода с окружающей действительностью, логики порядок вещей и действий.
Высказывания о родах почти всегда содержат информацию по болевой функции ТИМа (каналу наименьшего сопротивления), причем, как правило, в негативной окраске. Так,












Анализ природы аспекта через призму стадий родов проясняет, в чем кроется причина негативизма или позитивизма, статики или динамики, стратегии или тактики, аристократизма или демократизма. Например, позитивное или негативное восприятие мира








Интересный материал могли бы дать исследования ТИМов близнецов. На самых первых подступах выясняется, что даже однояйцовые близнецы имеют разные типы. Это, в принципе, только подтверждает гипотезу об определенном моменте включения психики в работу. Например, я знакома с близнецами












Отдельного разговора заслуживает специальная тема психика людей, появившихся на свет в результате кесарева сечения. По С.Грофу, они не дают четких воспоминаний по матрицам и, как правило, некомфортно ощущают себя в мире, сталкиваются с неразрешимыми проблемами, имеют психические отклонения. С точки зрения соционики здесь несколько иная картина.
Во-первых, кесарево сечение может производиться не только в произвольные сроки, определенные медицинскими показаниями, но и на определенной стадии физиологических родов, и запуск механизма работы психики новорожденного может происходить как до, так и после начала операционного вмешательства. В любом варианте ТИМ есть у любого младенца, каким бы образом он ни появился на свет. Кроме того, отклонения в психике, на которые указывает С.Гроф, не всегда означают искажения типа. Например,


Нужно отметить, что материал, накопленный С.Грофом, несомненно, представляет для соционики огромную ценность. Сам С.Гроф в своих работах неоднократно замечал, что считает К.Юнга первым современным психологом, который через принципы и опыт аналитической психологии вплотную подошел к детальному рассмотрению архетипических образов человеческой психики. Подсознательные образы БПМ находят параллели и совпадения в архетипах, открытых Юнгом, который определял архетип как «спонтанную реакцию на события в бессознательной психике, но отнюдь не аллегории физических процессов».
По Юнгу, в архетипе происходит синтез сознательных и бессознательных элементов психики, причем архетип обладает таким свойством как «автохтонность», то есть «неразделимостью коллективного психического субстрата», представляя собой «первоначальное ядро, подсознательную структуру души». Сам термин «коллективное бессознательное» подразумевает существование внеличных структурных элементов психики, на роль которых вполне подходят информационные аспекты и функции, с которыми работает соционика. Таким образом, закономерной представляется гипотеза о том, что архетипы, образы БПМ и ценностные аспекты информации имеют общую природу и связаны с характером прохождения родов, в ходе которых происходит первичный информационно-психический импринтинг.
Если ценности квадры есть первичная информационная матрица, паттерн первичного психического отражения, то естественно предположить, что в квадрах могут быть свои архетипические предпочтения, которые не зависят от индивидуального психического опыта, что во многом подтверждается материалами исследований С.Грофа. Эти предпочтения, возможно, основаны на первичных информационных матрицах, на которые в течение жизни наслаиваются индивидуальные психические переживания, образуя сложную архетипическую констелляцию индивида.
Юнг отмечал, что «архетипы определены не содержательно, а формально, причем степень такой определенности весьма незначительна. Изначальный образ может быть определенным относительно своего содержания лишь в том случае, когда он становится сознательным, обогащаясь фактами сознательного опыта. Его форму можно сравнить [ ] с осевой структурой кристалла, которая до известной степени предопределяет кристаллическую структуру матричной жидкости, хотя сама по себе материально не существует.
Сходство архетипов и информационных аспектов (и их сочетаний в различных комбинациях) проявляется также в том, что те и другие сохраняют свою структурную и формальную неизменность, устойчивость, несмотря на бесконечное многообразие форм и интерпретаций. Так, например, архетип матери может иметь диаметрально противоположные образы: от милосердной Девы Марии до всепожирающей свирепой богини Кали, однако сохранять при этом свою природу, изначальное содержание дарующего жизнь женского начала. Так и семантика (субъективное смысл) любого аспекта может иметь бесконечное количество значений, что не меняет его сути как информации определенного типа: допустим, такие действия как наступление и оборона противоположны по смыслу, однако принадлежат к одному аспекту информации (экстравертной сенсорике).
В практике работы с применением перинатального опыта неоценимую услугу могло бы оказать знание и понимание природы аспектов и принципов информационного взаимодействия психики с окружающим миром. Некоторые выводы, которые делает С.Гроф по вопросам поведения людей в социуме, а также по поводу психических отклонений, отчасти детерминированы либо стремлением вписать не связанные друг с другом проявления в рамки одной матрицы, либо самим ТИМом автора.
Анализ содержания воспоминаний БПМ пациентами С.Грофа с точки зрения информационных аспектов, принятых в соционике, подтверждает взаимосвязь формирования ценностей квадр с характером прохождения конкретных физиологических родов. Перинатальный опыт служит толчком для превращения чувствительности как элементарной формы психического отражения в отражение психическое, начало ориентации в вещной среде определяет иерархию психических функций новорожденного, которые ранее были ему не нужны. Само понятие «психической функции» подразумевает наличие функционального содержания деятельности, о котором не приходится говорить на клеточном и эмбриональном уровне развития организма.
Таким образом, во время родов закладывается информационно-матричный базис психики индивида: информационные аспекты, определяющие квадральные ценности, проявляются в функциях блока Эго и блока Суперид модели информационного метаболизма (модели А). На сегодняшний день пока не складывается ясная картина завершения процесса формирования ТИМа, которая объясняла бы механизм и закономерности распределения в модели других информационных аспектов по мере убывания их значимости. Однако перевод описаний перинатального опыта на язык соционики помогает обнаружить устойчивые связи между особенностями и стадиями родов и основными информационными потоками, которые определяют принадлежность ТИМа к той или иной квадре.
отсюда
@темы: общее: модель А, общее: теория, аспект: «белая» интуиция времени, общее: межтимные отношения, аспект: «белая» логика соотношений, аспект: «белая» сенсорика ощущений, аспект: «белая» этика отношений, аспект: «чёрная» волевая сенсорика, аспект: «чёрная» интуиция возможностей, аспект: «чёрная» этика эмоций, малая группа: № 1 - квадра, общее: признаки Рейнина и дихотомии Ашуры