Решила собрать подборочку.
I. Знаки функций.
Для начала статья Ермака - читать дальше
Коротко поясним четыре свойства, которые знаки придают психическим функциям – качество, масштабность, направленность и дистанция.
Качество:
- знак «+» - «позитив», компетентность в положительной области свойств при некомпетентности в негативной области;
- знак «-» - уход от «негатива», от отрицательных свойств к положительным, компетентность в позитивной и негативной областях;
Масштабность:
- знак «+» - локальность, «крупный план», конкретика, детализация в пределах «своего круга» функций;
- знак «-» - глобальность, «общий план», всеобщность функции;
Направленность:
- знак «+» - внутрь области ответственности функции («забота о защите своего круга»);
- знак «-» - наружу из области ответственности функции (влияние, «давление» на другие «локальности»);
Дистанция:
- знак «+» - «близкая» психологическая дистанция;
- знак «-» - «далекая» психологическая дистанция.
Смысл свойства “масштабность” определяется понятиями “локальность” для знака “+” (например, в человеческих отношениях - “свой круг”) и “глобальность” для знака “-“. Свойства “направленность” и “дистанция”, в некотором смысле, следствия свойства “масштабность”.
Приведем несколько примеров психических функций со знаками:
+БС - умение понимать и/или создавать комфорт, удобства, некие позитивные свойства в некотором «ближнем» пространстве (реальном или виртуальном), «своем круге» при неумении действовать, ориентироваться в дискомфортных, негативных в некотором смысле условиях;
- БС - умение понимать и/или устранять «всеобщий» дискомфорт и создавать «глобальный» комфорт, некая экспансия в понимании комфортности пространства (реального или виртуального), способность ориентироваться и действовать как в условиях дискомфорта, так и в комфортных, позитивных в некотором смысле условиях и на «дальней» психологической дистанции;
+ЧЭ - умение понимать и/или создавать позитивные эмоциональные («энегетические») состояния в ближнем окружении («своем круге») при неумении действовать, ориентироваться в негативных в некотором смысле «энергетических» состояниях;
- ЧЭ - умение понимать и/или устранять негативные эмоциональные («энергетические») состояния и создавать позитивные состояния для «широкого круга» и на «дальней» психологической дистанции.
Каждый аспект информации (см. Деление информации на аспекты), обрабатывается функцией с определенным знаком. При этом знак функции охватывает «свою» зону обработки информации – плюсовую или минусовую.
ЧЛ
Качество
+ Труд, оптимальность, трудолюбие, работа
- Труд, технологичность, безделие, общая организация процесса
Масштаб
+ В области специализации
- Вообще, в любом деле и процессе
Направление
+ Совершенствование, шлифовка технологии, углубление мастерства
- Расширение сферы компетентности, стремление организовать дело вообще, объединить разные технологии
Дистанция
+ Применяется на лично значимые цели
- Распространяется на значимый и не значимый объект
БЭ
Качество
+ Положительные отношения,
- Конфликт, негативные и положительные отношения
Масштаб
+ Применительно к себе и ближнему окружению
- Вообще. Применительно ко всем.
Направление
+ Стремление улучшить отношения, детализировать нюансы
- Стремление рассматривать картину отношений в целом, абстрагируясь от частных проявлений
Дистанция
+ В ближнем окружении. На близком психологическом расстоянии
- Умение общаться как на близкой так и на дальней психологической дистанции.
ЧЭ
Качество
+ Радость, веселье, положительные эмоции, настроение
- Горе, печаль, уныние, радость, веселье, настроение
Масштаб
+ Конкретно, применительно к знакомым состояниям
- Вообще, применительно к любым душевным состояниям
Направление
+ Направлен на улучшение данного настроения, детализацию и утончение состояний
- Направлен на превращение отрицательного состояния в положительное. Видение положительных моментов в отрицательных состояниях
Дистанция
+ В ближнем психологическом кругу. Важно только свое настроение и настроение близких
- Важно настроение как близких так и психологически незначимых объектов
БИ
Качество
+ Положительная перспектива, положительные события, изменения
- Положительные и отрицательные события, изменения, неблагоприятная перспектива
Масштаб
+ Применительно к конкретной области, ближней перспективе
- Вообще, глобально, дальняя перспектива Общая картина изменений общие прогнозы
Направление
+ Детализация прогнозов, конкретизация деталей. Стремление улучшить конкретный ход событий.
- Стремление обратить неблагоприятные события в благоприятные
Дистанция
+ Для индивидуально значимых целей
- Для значимых и не значимых целей
ЧИ
Качество
+ Проницательность, видение положительного потенциала, способностей и возможностей
- Плохие и хорошие варианты, возможности, отрицательные и положительные черты, Видение “обратной стороны медали”.
Масштаб
+ Применительно к области интересов.
- Вообще, в любой области.
Направление
+ Улучшение потенциала, детализация и конкретизация лучшего в хорошем, уже имеющемся
- Усмотрение положительного в отрицательном. Объединение частных возможностей, способностей для получения общего преимущества в способностях
Дистанция
+ Применяется для индивидуально значимых объектов.
- Применяется как для индивидуально значимых так и для незначимых объектов
С форумов - читать дальше
Знаки функций определяются тем, каким образом тот или иной тип использует свои функции, т.е определённая направленность функций:
"+" - широта охвата с уменьшением детализации проработки, дополнительная эктравертированность, распространение во вне.
"-" - глубина проработки с уменьшением широты охвата, дополнительная интровертированность, сосредоточенность в себе.
Существуют определённые законы, определяющие расположение знаков:
Знаки функций у дуалов должны совпадать, каждый из них осознаёт свою часть картины мира и должен передать её слабой функции своего дуала на понятной ей языке, т.е. именно-то, что она ждёт.
При 1-це с "+" человек будет стараться по максимому охватить аспект, а по 2-ке "-" проработать детально проработать указанное еденицей направление, что-то создать - такой тип назвается эволютором, создателем.
Если наоборот, 1-ца "-", то человек находит что-то по ней, а по 2-ке определяет максимум возможных применений, областей использования - это инволютор, пользователь.
От Елочки - читать дальше
Хочу добавить к теории о знаках. Функция с минусом ориентируется и в области плюса, и в области минуса. Функция плюсовая ориентируется только в области плюса (от нуля и выше).
Предположим +БС. Гюго ориентируется в положительной сенсорике (комфорт, удобство, уют, красота), но попадая в область минуса (дискомфорт, неудобно, некрасиво, уродливо, неуютно) - теряется, старается уйти от этой проблемы, не понимает её, есть ощущение, что руки опускаются. Это не значит, что гюго не будет предпринимать усилий, чтобы как-то изменить ситуацию, но будет чувствовать себя плохо. Чаще всего люди с плюсом стремятся даже не попадать в область минуса. В отличие от тех, у кого минусовая функция, они долго не могут пребывать в минусе. У гюго плюс выражается еще в том, что БС работает в близком окружении. Гюго не мыслит о глобальном комфорте. Свойство знака плюс «масштаб» может проявляться в красоте отдельных деталей (детализация).
Минус проявляется часто в том, что человек говорит о том, что НЕ соответствует, НЕ сочетается, НЕ красиво, Не правильно и т.д., чем о том, что соответствует, правильно, красиво и т.д. Он как бы отметает лишнее, а не называет то, что нужно. У Родена кажется было: " Я отсекаю от камня все лишнее..." Это высказывание по минусу. Мне кажется, что белые сенсорики с минусом могут видеть гармонию в негармоничном, красоту в некрасивом.
Заметно, что БС гюго и БС штирлица, которые в модели занимают одно место - разные.
Может показаться странным, что сильная функция вдруг в чем-то не ориентируется, теряется, но это так. Например, у достоевского БЭ с плюсом (четырехмерная - самая сильная функция). При этом достоевский не ориентируется в области отрицательных отношений. Он просто теряется и хватает ртом воздух, если вдруг попадает в обстановку минуса: неуважение, оскорбление, хамство, ненависть. Если это длится продолжительное время, он будет просто стремиться уйти, даже не решать эту проблему.
Из Гуленко - читать дальше
+ Е (ЧЭ) - положительные эмоции, радость веселье, эмоциональный подъем, воодушевление, улыбка, смех, энтузиазм, оптимизм, хорошее настроение, переживание счастья;
- Е (ЧЭ) - отрицательные эмоции, горе, печаль, грусть, эмоциональный спад, депрессия, плач, слезы, недовольство, пессимизм, плохое настроение, переживание несчастья:
+ R (БЭ) - хорошие отношения, любовь, дружба, симпатия, притяжение, теплота отношений, общительность, близкая психологическая дистанция, добро, жалость:
- R (БЭ) - плохие отношения, ненависть, вражда, антипатия, отталкивание, холодность отношений, отчужденность, необщительность, далекая психологическая дистанция, зло, безжалостность',
+Р (ЧЛ) - польза, выгода, экономность, технология, факты, приобретения, накопление, купля, сбережения, наведение порядка, практичность;
-Р (ЧЛ) - бесполезность, невыгодность, использование, применение, износ, расходы, траты,, рискованность, эксперимент, продажа, торговля, действия в условия хаоса, и изобретательность;
+ L (БЛ) - конкретность, подробность, детальная проработка, тщательность, строгость, место в иерархии, законы, постановления, инструкции, выбор лучшего варианта, четкость функционирования, логика организации, показатели, отчетность:
- L (БЛ) - абстрактность, всеобщность, универсальность, система, классификация, типология, общие закономерности, объективность, истина, справедливость, всестороннее рассмотрение, анализ, расчленение, логика науки, критерии;
+ I (ЧИ) - перспективы, возможности, положительный потенциал, суть, сущность, пришит, новые идеи, выдвижение гипотез, теория, проницательность, интерес, оригинальность, необычность, фантастичность, вера;
- I (ЧИ) - бесперспективность, альтернатива, отрицательный потенциал, отсутствие сути, бессмысленность, парадокс, забытое старое, проницательность, серость, заурядность, скука, подавленные возможности, реальность, неверие, сенсация;
+ Т (БИ) - будущее, изменение ситуации во времени, предсказание, предвидение, постепенное развитие, эволюция, /главное восхождение, динамика перемен, временной поток, воображение, непротиворечивое описание, не завистные перемены, шаг за шагом, схождение, конвергенция;
- Т (БИ) - прошлое, учет ошибок, избегание опасности, тревожность, смутное чувство, предупреждение, назревание кризиса, революция, скачек во времени, умение застраховаться от неприятностей, резкие сдвиги, противоречивость, момент решительных действий, расхождение, дивергенция;
+ F (ЧС) - удержание власти, неподчинение, защита, оборона, ответный удар, контратака, твердость, отстаивание своих интересов, волевое давление снизу вверх, сила, воля, обладание;
- F (ЧС) - захват власти, подчинение, нападение, агрессия, атака, инициатива, настойчивость, требовательность, волевое давление сверху вниз, утверждение своих интересов за счет других, свержение, слабость, безволие, овладение;
+ S (БС) - приятные ощущения, комфорт, удобство, гармония, красота, привлекательность, отдых, здоровье, расслабленность, хорошее самочувствие, удовольствие, наслаждение, чувствительность;
- S (БС) - неприятные, острые ощущения, дискомфорт, неудобство, дисгармония, безобразие, непривлекательность, работа, усталость, напряжение, болезнь, плохое самочувствие, страдание, боль.
На примерах родственных пар (тоже из Гуленко): читать дальше
На примере Дюма и Габена:
На положительные ощущения сильнее реагирует "Дюма", он стремится к приятному в окружающем мире как никто другой, его влекут простые житейские радости и удовольствия: вкусная еда, красивый интерьер, отдых на природе, комфорт обстановки и т.д. "Дюма" как бы направлен на прием приятных ощущений в малых дозах на окружающем его пространстве. Эта зависимость описывается "+БС".
"Габен" же сильнее реагирует на отрицательные, неприятные, острые ощущения, стремясь уйти от напряжения, неудобства и дискомфорта. Реакция отличается большей силой и распространяется на большее, чем у "Дюма", расстояние. Эта зависимость описывается "-БС".
На примере Наполеон(Цезаря) и Жукова:
СЛЭ (Жуков, ЧС-) ориентирован на достижение крупных задач (масштаб), обычно связанных со свержением или подавлением превосходящего противника (качество), инициатива исходит при этом обычно от него (направление), при этом СЛЭ недемонстративен, предпочитает держаться в тени (дистанция).
СЭЭ (наполеон, ЧС+) же решает конкретные тактические задачи (масштаб), любит находиться в центре внимания (дистанция), его инициатива - это всегда ответ на чей-то вызов (направление), при этом он не нападает, а отстаивает свою территорию и право на лидерство (качество).
На примере Гюго и Гамлета:
ЭСЭ (Гюго, ЧЭ-) направлен на уход, избавление от отрицательных эмоций, плохого настроения, подавленности, пессимизма (направление и качество). Его эмоциональные проявления отличаются большой силой и контрастностью (масштаб) и касаются часто незнакомых, посторонних людей (дистанция).
ЭИЭ (Гамлет, ЧЭ+) направлен не на уход от отрицательных, а на притяжение и накапливание положительных эмоций (направление и качество). Его эмоциональные проявления отличаются богатством оттенков и нюансов (масштаб) и лучше всего видны в небольших компаниях близких знакомых (дистанция).
На примере Достоевского и Драйзера:
ЭИИ (Достоевский, БЭ+) прекрасно разбирается в отношениях между людьми, так как общается с ними близко (дистанция), ориентирован на установление положительных отношений - дружбу, любовь, теплоту (качество), видит оттенки отношений (масштаб) и идет к людям, утверждая добро и прощая зло (направление).
ЭСИ (Драйзер, БЭ-) же держится от людей на расстоянии, не подпуская их близко к себе на долгое время (дистанция), оценивает отношения в целом, резко деля людей на друзей и врагов (масштаб), особое внимание уделяет критике зла (качество) и стремится уйти от источника плохих отношений - человека, который вызывает у него антипатию (направление).
На примере Дона и Гексли:
ИЛЭ (Дон, ЧИ+) направлен на сбор интересной информации, перспективных идей и многообещающих теорий (направление и качество) на окружающей его территории (дистанция), причем эти знания отличаются большой проработанностью, многочисленными подробностями (масштаб).
ИЭЭ (Гексли, ЧИ-) же уходит от неинтересной информации (направление и качество), хорошо оценивает глубоко спрятанные способности ранее незнакомых людей (дистанция) и улавливает перспективу в целом, альтернативно, по-крупному (масштаб).
На примере Бальзака и Есенина:
Бальзак (БИ+) на основе близкого, внимательного, подробного наблюдения за людьми или явлениями (масштаб и дистанция) может предсказать их поведение в ближайшем будущем (качество и направление).
ИЭИ (Есенин, БИ-) предчувствует назревающую опасность (качество), крупные, обычно неприятные изменения ситуации (масштаб), помнит яркие эпизоды прошлого (дистанция).
На примере Джека и Штирлица:
ЛИЭ (Джек, ЧЛ-) привлекают крупные, рискованные, порой весьма авантюрные дела (масштаб и качество), для исполнения которых надо много двигаться, бывать в отдаленных местах (дистанция), при этом ЛИЭ не боится затрат, в надежде на то, что они окупятся в ближайшем будущем (направление).
У ЛСЭ (Штирлиц, ЧЛ+) противоположный подход к делу: он предпочитает не рисковать, не вкладывать средства в надежде на удачу, а стабильно, качественно работать, рационально организовывать труд, экономить (направление и качество), не упускать из внимания подробности, собирать конкретные факты (масштаб) в интересующей его довольно узкой сфере (дистанция).
На примере Роба и Макса:
ЛИИ (Роб, БЛ-) логически анализируя окружающий мир, выделяет его крупные, универсальные закономерности (масштаб), отрицает все отжившее, нелогичное, несправедливое (качество), рассматривает любое явление с объективной высоты (дистанция), расчленяет его на составные части, анатомирует, выявляя таким образом его устройство (направление).
ЛСИ (Макс, БЛ+) поступает противоположным образом. Он углубляется в выбранную им узкую сферу (дистанция), анализирует подробности, прорабатывает детали (масштаб), выбирает из многих систем самую лучшую, самую четкую (качество) и составляет план ее внедрения, вовлекая в его выполнение людей и ресурсы (направление).
О расстановке знаков - читать дальше
Первоначально Гуленко предположил, что знаки функций чередуются, но потом пришел к выводу, что скорее знаки одинаковы во всем витале и противоложны менталу знак которого задается полюсом признака. В обоих случаях первичным были не теоретические размышления, а эмпирические наблюдения. Как обстоит дело на самом деле точно не известно, вполне возможно, что знаки по правости/левости чередуются, а по позитивизму/негативизму - совпадают, но это требует дальнейших исследований.
О семантике (небольшое, но существенное дополнение) - читать дальше
В первой версии знаков Гуленко предложил четыре качества - дистанцию, качество, масштабность, направленность т.к. именно эти качества составляли семантическое ядро признака правость/левость на момент публикации этой версии знаков. Однако дальнейшие исслодования ПР показали, что к правости/левости относятся только дистанция и масштаб (что, по сути, одно и то же), а направленность и качество относятся к позитивизму негативизму.
Примечательно, что независимо от нашей школы к таким же выводам пришла и Филатова исходя из своего практического опыта (см. Филатова Е. С. "Возвращаясь к "знакам соционических функций" В. Гуленко", СМиПЛ №3 за 1998-й год).
Украдено с форумов: читать дальше
"+" это не "непонимание негатива", это ориентирование в "позитиве" ("существующем")... равно как и "-" это не понимание "и позитива, и негатива", это ориентирование в "негативе" (альтернативность мнения, по аспекту, более разносторонее его рассмотрение, но за счёт отсутствия концентрации на деталях)...
Негативность как альтернативность это еще и ориентирование в противоположностях, ошибках, сталкивание крайностей.
Болевая с учетом знака функции. Тенденции поведения по ТНС (болевой): читать дальше
Для ТНС (болевой) характерен тон Страха, по Шкале Тонов.
Страх - состояние сильной тревоги, боязни, беспокойства, душевного волнения от грозящей или ожидаемой опасности.
Он возникает в ответ на какие-либо резкие изменения по аспекту функции.
Жуковы и Доны
У Дона БЭ с минусом - сужение отношений с окружающими (ах, я вам не нравлюсь, да пошли вы все и мне никто не нужен!).
Реакция Дона на предельное беспокойство по – бегство от всех, упадок в депрессию.
У Жукова наоборот - расширение (хоть вы, ребята, и козлы все, давайте вот такую темку замутим ...). У Жукова борьба со всем, навязывание всем своего общества, своих отношений
Бальзаки и Габены
У Бальзака ЧЭ с минусом - идет концентрация собственно на эмоциях, их анализ, самокопание и т.д. - «мне плохо, я буду над этим работать, но никому об этом не скажу, т.к. мое настроение - мое личное дело, оно никого не касается, кроме меня!» (минус=интроверсия=логика и т.д.)
А у Габена ЧЭ с плюсом и направлена вовне - «мне плохо, поэтому я надулся и демонстративно ни с кем не говорю, пусть знают, каково мне и каково меня обижать» (плюс=экстраверсия=этика и т.д.)
В обоих случаях остается болевой, но проявляется по-разному. Бальзак загоняет ее в себя, минусует («срывает» :-)), а габен плюсует - демонстрирует. Я обычно это отличие наблюдаю так: Бальзак, чем больше его что-то обижает, тем больше становится внешне «никаким», все длиннее у него задержка общения, все меньше он себя как-то внешне проявляет. Пределом этого является истерика, неконтролируемый выплеск эмоций, рассеянный, не направленный. «А-а-а! Отвяжитесь от меня!» Это интровертная реакция - разрыв отношений.
А Габен плюсует - надувается, набычивается, «накаляется» эмоциями и пределом у него служит выплеск, адресно направленный. «Ах так?! Вот вам всем! Получите!» Габеньи выходки - неконтролируемые вспышки ярости. Считается, что это удел Штирлицев, но нужно знать Габенов - они два сапога пара в умении выплеснуть ярость на окружающих.
Робеспьеры и Достоевские
У обоих ЧС в тоне Страха - в общем боязнь волевых воздействий, применения силы. Своей и по отношению к себе. Избегание волевого давления, уменьшение своего волевого давления на окружающих, принятие их силы, как есть, смирение с их силой, боязнь ее. Одновременно скрывание своей слабости. С учетом знаков будет два направления вне (+) и внутрь (-).
Робеспьер, ЧС «+» - демонстрация своей слабости и незащищенности, «давить на жалость», «вызывающе беззащитный», «видите, какой я слабый!?» Реакция на предельное волевое давление извне - разрушительные выплески «все ломаю, крушу», конечно, насколько это позволяет сила у конкретного Роба.
Достоевский ЧС «-» - скрывать свою слабость, демонстративно «никакой» в волевом плане, чтобы ни случилось, а силу он не проявит. «Я слабый, я это знаю, но никому не покажу, насколько я слаб!» Реакция на предельное волевое давление истерика: «Отстаньте от меня, что вы со мной делаете!» «Оставьте меня, зачем вы мне делаете больно!»
Дюма и Есенин
ЧЛ в тоне Страха - боязнь работы, нежелание ею заниматься.
Дюма ЧЛ «-» - скрывание результатов и процесса своей работы, стремление «ничем не выделяться, чтобы не слишком ругали и не слишком хвалили». При высокой нагрузке скрывание нежелания работать под маской прилежности скромности, «тихий саботаж», «скажу «да», но на самом деле не сделаю», скрытая безответственность - «не сделаю, авось никто ничего не заметит». Реакция на предельную перегрузку в работе – депрессия, внешне не проявляемое бездействие при полном упадке сил.
Есенин ЧЛ «+» - выставление напоказ своего неумения работать, делать что-то качественно – «вот как у меня плохо все получилось!». Ему легче самому выставить себя некомпетентным, неумехой, чем быть обвиненным в том, он плохо работает. При высокой нагрузке демонстративное неисполнение, «вот такой я лентяй!», снятие с себя ответственности за результаты «а чего вы пристали, я старался, но ничего не получилось!» Предел перегрузки в работе – демонстративное неповиновение «не буду работать, пошли вы все..!»
Драйзер и Максим
ЧИ в тоне Страха. Страх изменений, обнаружение изменений вызывает страх. Человек обнаруживает что-то, чего раньше он не замечал или не знал и это что-то вызывает у него страх, боязнь потерять то, что он имеет. Или что он делает или кем является в данный момент.
Драйзер, ЧИ «+» дает стремление раскрыть как можно больше всего, что неизвестно «на всякий случай», чтобы обезопасить себя, на всякий случай, чтобы «чего не вышло». Одновременно дает боязнь всего нового и неизвестного. Демонстрируемую боязнь. Проявляется как демонстрация подозрительности ко всему и всем. «Ты интересный и добрый человек, но вдруг ты знаешь или умеешь что-то такое, что грозит мне опасностью…? Поэтому я не уверен в тебе. Вот. Знай об этом!» Это заметная для других вечная обеспокоенность качествами, возможностями и способностями других людей и объектовявлений. Демонстрируемая обеспокоенность.
Максим, ЧИ «–» дает стремление избегать всего нового, и скрывать свой страх, боязнь обнаружения нового и неизвестного. Минус обеспечивает блокирование новой информации и действий, ведущих к обнаружению неизвестного ранее. Боязнь изменений. Скрывание своего страха изменений. «Я не знаю, какой ты на самом деле, и это меня беспокоит, но я тебе об этом не скажу, а буду делать вид, что все хорошо!»
Джек и Гамлет
БС в Страхе. Боязнь ощущений, прикосновений, неприятных ощущений, контакта с предметами, которые могут их доставить. Страшно прикоснуться к чему-то или посмотреть на что-то ил кого-то, т.к. он(о) может вызвать не те ощущения, которых ожидаешь. Боязнь ошибиться в оценке эстетических свойств предмета. Боязнь критики внешности. Опасения, что внешний вид – физическая красота, одежда, косметика, запахи, здоровье в целом не будут по достоинству оценены окружающими, не впишутся в требуемый стиль.
Джек, БС «+» - демонстрирование себя «как есть», показная неряшливость, неаккуратность, отсутствие стиля в одежде. «Надену что есть, пусть все видят, какой я!» Попытки справиться с физическим дискомфортом через демонстративные испытания неприятных ощущений - пройти через острые ощущения. «Почувствовать, что это больно можно, если только тебя это ударит». При перегрузке - потеря реальности ощущений и стремление добыть какие-нибудь любой ценой. «Я так устал, что не уверен, чувствую что-то или уже нет»
Гамлет, БС «-» - стремление скрыть от окружающих переживания по поводу физического дискомфорта, внешнего вида. «Мне не приятно это слышать (видеть, прикасаться и т.д.), но я никому этого не покажу». Демонстративная безучастность отношению к дискомфорту, неряшливости, физическому состоянию. Скрываемые болезненные переживания физического дискомфорта. При перегрузке истерические попытки «отделаться» от разного рода ощущений – не видеть, не прикасаться, не слышать и т.д.
Гюго и Штирлиц
БИ в Страхе – боязнь непредсказуемости (непоследовательности).
Боязнь сделать что-то не вовремя, не к месту. Опасение, получится ли из этого то, что ожидаю. Последует ли предполагаемое действие? Или оно произойдет позже? И произойдет ли вообще? Случится ли то, что я предполагаю, и как скоро? Связь между явлениями, «Приведет ли такое-то событие к такому-то результату?» «Может произойти и так, и эдак, но как же все-таки это будет? - Страшно подумать, как это будет!»
Гюго, БИ «+» - многовариантность, множественность путей достижения цели. Боязнь ошибиться в выборе правильного направления и проба поэтому всех доступных вариантов действий. Разбросанность по разным направлениям. «Может случиться все, что угодно, нужно быть готовым ко всему!» «Чтобы получить это, сделаю так, а поскольку не уверен, что получится, то сделаю еще на всякий случай и так, и еще вот так. Авось что-то из этого сработает!» При перегрузке – суетливость, нерациональные сумбурные действия, действия ради действий - «вдруг получится!»
Штирлиц, БИ «-» - отказ рассматривать альтернативные пути развития событий из страха неожиданностей. Отрицание вариантов и альтернатив, боязнь их рассмотреть. Отрицание выбора в принципе – «сделаю только так, и не иначе!» «Сделаем так, авось получится, а не получится, тогда и будем думать!» Перестраховывание, длительное обдумывание вариантов и, как следствие, запаздывание с решениями. Длительное обдумывание путей развития событий – по какому пути пойти и куда он приведет. При перегрузке – полная остановка действий, выжидание, куда приведут события. Авось события сами собой выстроятся в какую-нибудь последовательность.
БЛ Гексли и Напов
Боязнь изменения правил и структуры.
Гексли, БЛ "+" - неподчинение правилам, игнорирование рангов и статусов, отказ рассматривать правильность своих действий.
Наполеон, БЛ "-" - отказ детально вникать в связи, скрывает непонимание, старается соответствовать иерархии.
По Филатовой - читать дальше
1. "Черная" этика, этика эмоций :
(+) положительные эмоции — радость, веселье, эмоциональный подъем, воодушевление, смех, энтузиазм, оптимизм, хорошее настроение, переживание счастья; (на первом месте эта функция у Гюго)
(-) отрицательные эмоции — горе, печаль, грусть, эмоциональный спад, депрессия, плач, слезы, недовольство, пессимизм, плохое настроение, переживание несчастья. (на первом месте эта функция Гамлета)
2. "Белая" этика, этика отношении :
(+) хорошие отношения — любовь, дружба, симпатия, притяжение, теплота отношений, общительность, близкая психологическая дистанция, добро, жалость; (на первом месте эта функция у Достоевского)
(-) плохие отношения — ненависть, вражда, антипатия, отталкивание, отчужденность, необщительность, далекая психологическая дистанция, зло, безжалостность. (на первом месте эта функция у Драйзера)
3. "Черная" логика, деловая :
(+) польза, выгода, экономичность, технология, факты, приобретения, накопление, купля, сбережения, наведение порядка, практичность; (на первом месте эта функция у Штирлица)
(-) бесполезность, невыгодность, использование, применение, износ, расходы, траты, риск, эксперимент, продажа, торговля, действия в условиях хаоса, изобретательность. (на первом месте эта функция у Джека Лондона)
4. "Белая" логика, логика отношений :
(+) конкретика, подробность, детальная проработка, тщательность, строгость, место в иерархии, законы, постановления, инструкции, выбор лучшего варианта, логика организации, (на первом месте эта функция у Максима)
(-) абстрактность, всеобщность, универсальность, система, классификация, типология, общие закономерности, объективность, истина, справедливость, анализ, логика науки, критерии. (на первом месте эта функция у Робеспьера)
5. "Черная" интуиция, интуиция возможностей :
(+) перспективы, возможности, положительный потенциал, суть, сущность, принципы, новые идеи, выдвижение гипотез, теория, проницательность, интерес, оригинальность, необычность, фантастичность, вера; (на первом месте эта функция у Дон Кихота)
(-) бесперспективность, альтернатива, отрицательный потенциал, отсутствие сути, бессмысленность, парадокс, забытое старое, серость, заурядность, подавленные возможности, неверие, сенсация. (на первом месте эта функция у Гексли)
6. "Белая" интуиция, интуиция времени :
(+) будущее, изменение ситуации во времени, предсказание,-предвидение, постепенное развитие, эволюция, плановое восхождение, динамика перемен, временной поток, воображение, непротиворечивость, незаметные перемены — шаг за шагом, схождение, конвергенция; (на первом месте эта функция у Бальзака)
(-) прошлое, учет ошибок, избегание опасности, тревожность, смутное беспокойство, назревание кризиса, революция, скачок во времени, умение застраховаться от неприятностей, резкие сдвиги, противоречивость, момент решительных действий, расхождение, дивергенция. (на первом месте эта функция у Есенина)
7. "Черная" сенсорика, волевая :
(+) - удержание власти, неподчинение, защита, оборона, ответный удар, контратака, твердость, отстаивание своих интересов, волевое давление снизу вверх, сила воли, обладание; (на первом месте эта функция у Наполеона)
(-) захват власти, подчинение, нападение, агрессия, атака, инициатива, настойчивость, требовательность, волевое давление сверху вниз, утверждение своих интересов за счет других, свержение, слабость, безволие, овладение. (на первом месте эта функция у Жукова)
8. "Белая" сенсорика, сенсорика ощущении .
(+) приятные ощущения, комфорт, удобство, гармония, красота, привлекательность, отдых, здоровье, расслабленность, хорошее самочувствие, удовольствие, наслаждение, чувствительность; (на первом месте эта функция у Дюма)
(-) неприятные ощущения, дискомфорт, неудобство, дисгармония, безобразие, непривлекательность, усталость, напряжение, болезнь, плохое самочувствие, страдание, боль. (на первом месте эта функция Габена)
II. Позитивизм-нетагивизм.
читать дальше
Позитивисты (экстраверты I и III квадр, интроверты II и IV квадр):
1. Позитивист изначально обращает внимание на то, что в ситуации есть (присутствует, наличествует) или может реально произойти, что может быть трактовано как положительное видение окружающего мира, каких-либо ситуаций, возможностей, перспектив.
2. Позитивист настроен в большей степени на то, что ему может принести какая-либо ситуация, контакт с людьми, чем на то, чего он мог бы вследствие этой ситуации лишиться, потерять и т. д. Для позитивиста более характерен настрой на успех, а не на избежание неудачи.
3. Позитивисты лучше усваивают положительный опыт. Склонны «преобразовывать» отрицательный, негативный опыт в положительный (выделяют позитивные стороны).
4. Больше говорят о позитивном; о негативных моментах говорят на общем позитивном фоне («Да, есть такие проблемы, но…» — дальше позитивное). Разговоры о «плохом» (когда другой человек акцентирует, чего в ситуации не хватает) зачастую раздражают позитивистов.
5. В речи позитивистов звучат, в основном, позитивные формулировки. Если дают другому человеку инструкции, формулируют их в «положительном» ключе: что нужно делать (например: «звонить туда следует в такое-то время»).
Негативисты (интроверты I и III квадр, экстраверты II и IV квадр):
1. Негативист обращает внимание прежде всего на то, чего в ситуации нет или не хватает, что может быть трактовано как видение в отрицательном ракурсе перспектив, событий, ситуаций.
2. Негативист настроен в большей степени на то, чего он может лишиться, потерять вследствие определенной ситуации, контакта с людьми, чем на то, что ему может данная ситуация принести. Для негативиста более характерен настрой на избежание неудачи («положительное развитие» ситуации заключается уже в том, что что-то плохое просто не произошло).
3. Негативисты лучше усваивают отрицательный, негативный опыт. Выделяют в происшедшем негативные стороны.
4. Больше говорят о негативных моментах. Позитивные моменты упоминают на фоне негатива («Это хорошо, но…» — дальше негатив). Негативистов может раздражать «чрезмерно положительный» взгляд (когда другой человек «забывает» упомянуть об «отрицательных моментах», недостатках и т. п.).
5. В речи негативистов много негативных формулировок (отрицательных частиц, предлогов). Например: «негативный опыт не всегда необходим, мне он не нужен», «не будет поводов ни к чему», «не могу сказать, что это не так» и т. п. Если дают инструкции, говорят прежде всего о том, чего делать не нужно (например: «в такое-то время туда звонить нельзя»).
Примечание
Предыдущие исследования по данному признаку, по большей части, сводились к оценочным факторам (позитив/негатив в «житейском» смысле слова). По нашему мнению, такие установки могут являться лишь следствием более глубокого механизма работы данного признака: одни люди воспринимают и описывают некое множество через относящиеся к нему свойства (позитивисты), а другие описывают это множество, выделяя не относящееся к нему (негативисты). Позитивисты описывают предмет, явление, стремясь обозначить его через присущие ему характеристики, негативисты более склонны указать на те характеристики, которых у явления нет. Поверхностное впечатление об оптимизме/пессимизме оценок, соответственно, позитивистов и негативистов, происходит именно из-за этого. В реальности же и одни и другие могут вести речь в равной степени о хорошем или о плохом (в обычном смысле этих слов), разница заключается в форме изложения — например, о недостатках: «Я не могу сказать, что вы лишены недостатков» (негативизм) и «У вас есть некоторые недостатки» (позитивизм).
Гипотеза
Разница в усвоении опыта позитивистами и негативистами возникает вследствие того, что позитивисты лучше запоминают такие события, когда что-то получилось или состоялось, чем события, когда чего-то не было, не хватало и т. д. Негативисты же лучше запоминают такие события, когда что-то не произошло, чего-то было недостаточно, чем события, когда ожидаемое случилось, состоялось, «все было» (событием для негативиста в большей степени является отсутствие, нехватка чего-то — такие эпизоды лучше запоминаются, из них делаются соответствующие выводы).
Примеры
Позитивисты:
«Изначально "вотум доверия", недоверие надо обосновать». «Всегда верю в лучшее. Буду рассказывать, скорее, что-то хорошее. О возможных неудачах не предупреждаю — зачем заранее портить людям настроение, вдруг все получится». «Раздражает, когда в компании говорят о каких-то "гадостях"». «Стараюсь не давать инструкций "от противного"». «При инструктаже избегаю указаний: "Не ходи!", "Не делай!"». «Отрицательный опыт все равно положительный». «Изначально доверяю всем людям».
Негативисты:
«Первая реакция на все: "нет!" Не важно, что это». «Я не говорю о хорошем». «Надо учитывать все негативные моменты. Безусловно, от людей можно ждать чего угодно». «Если настроение слишком хорошее — это не к добру». «В инструкции обязательно даю негативные ориентиры. Предвижу все негативные моменты и стараюсь их предусмотреть». «Люди все, конечно, хорошие, но лучше от них держаться подальше». «Когда писала учебник, то строила все доказательства "от противного"». «Чаще всего приношу плохие новости… На вопрос "как дела?" отвечаю: "Все плохо"». «Как я хотела бы там развлекаться? Я точно не пойду в ресторан, я точно не пойду в казино… Ну, наверное, скорее, куда-нибудь на природу…». «Там будет здание, но тебе туда не надо. Потом будет улица, но ты на нее не сворачивай. Обойдешь здание, и в первые два подъезда не заходи».
URL записи
@темы: общее: модель А, общее: теория, признак: позитивизм|негативизм, функция: программная (1), общее: межтимные отношения, функция: болевая (4), общее: признаки Рейнина и дихотомии Ашуры