Пишет dear enman:
Этическое принятие решений
читать дальше«Эмоциональные оценки, эмоциональные суждения и вообще сами эмоции могут быть не просто разумными, но и логичными, последовательными и рассудительными и в этом смысле точно такими же, как мышление. Когда мы думаем, то делаем это с намерением прийти к какому-нибудь выводу или заключению, а когда чувствуем, то для того, чтобы достичь верной оценки». (К. Г. Юнг).
Чувствующая функция связывает субъект с объектом, определяя место объекта в шкале ценностей субъекта. Следовательно, эта функция служит для определения отношений. Чувство формирует отношение субъекта к объекту, порождает оценку и общий чувственный фон, настроение.
Этики входят в ситуацию, оценивая её изнутри, они задаются вопросами: «Каково мое мнение? Как то или иное решение повлияет на меня и окружающих? Как правильнее поступить? Какое решение подсказывает мне личный интерес?».
Этик больше думает не о том, как правильно, а об уместности и желательности того или иного решения.
Сливаясь с ситуацией, этик начинает чувствовать отношения и замечать эмоции, которые возникают в процессе коммуникации.
Этик склонен принимать решения, основываясь на персональных ценностях, и, принимая решение, он в первую очередь думает о том, как это решение отразится на нем и на окружающих. Логически оно может быть не обоснованным, но зато этически правильным.
Этик принимает решения на основе того, насколько ему небезразличен вопрос, и в решениях этиков больше субъективного фактора. Они могут руководствоваться лишь ощущением уместности, целесообразности своего выбора.
Этик прекрасно осознает факт того, что не все можно просчитать логически и, более того, большинство решений связанны с человеческим фактором. Они не просто знают, как сочувствовать и сопереживать, они живут этим.
Когда нам кто-то не нравится, мы ощущаем это не столь на физическом, сколь на этическом уровне. Мы оцениваем человека, событие или явление с точки зрения субъективной системы ценностей, которая устанавливает значение возникшей ситуации. Чувствующая функция проецирует суждение и создает оценку. События, которые не были оценены с помощью шкалы наших субъективных ценностей, не имеют отношения к этическим категориям
Почему чувствующая функция имеет рациональную природу? Потому что как функции процесса принятия решений чувству требуется больше времени, чем необходимо для восприятия. Подобно мышлению, оно должно рационально организовать впечатления и составить о них суждение; в отличие от мышления, это суждение принимает форму оценки. Чем более дифференцирован и богат набор оценок, тем медленнее может протекать чувственный процесс. Составляя суждение об объекте, чувствующая функция подводит баланс оценок, сравнивает тона и качества, взвешивает его важность и, наконец, выносит решение об открытых ею ценностях. Хотя эти системы ценностей и суждения, основанные на них, не являются логическими, они рациональны.
Несмотря на то, что чувство не прибегает к силлогизмам, в его действиях есть и точность, и очевидная разумность (например, можно обладать вкусом, который нельзя логически объяснить или проверить экспериментально, но который тем не менее отличается последовательностью и систематичностью). Способность правильно подойти к разрешению проблемы или разговору с человеком свидетельствует о рациональном выборе и регулировке необходимых действий. Но при этом эти действия могут не быть рассудочными. Человек говорит разным людям разные вещи в соответствии с ситуацией и тем, что собеседник хочет услышать. Ответы на вопросы могут оказаться неверными, некорректными, но с точки зрения чувства абсолютно правильными. Когда ребенок просит что-то объяснить ему, ответ может диктоваться или мышлением, или чувством; иногда успокаивающая выдумка может оказаться "правдивее" разумного разъяснения. Попасть ответом точно в цель не всегда значит сообщить фактическую или логическую истину.
Проявляя активные отношения, этики придают значение результатам действий других. Результаты действий становятся не просто вещью в себе, они наполняются жизнью и обрастают этическими связями (не просто «он мне помог сделать», а «он проявил свое участие в помощи со своей стороны, следовательно, ему не безразличны мои потребности»).
Этики ценят участие, согласие не только потому, что это приводит к желаемому результату, но также и потому, что они наглядно показывают степень заинтересованности и расположенности к ним. Помогая, этик делает приятно окружающим. Он чувствует, как меняется эмоциональный климат после его помощи. Выражая одобрение, этик показывает степень доверия и расположения к конкретному человеку.
Этики считают такт важнее правдивости. Смысл любого общения у этика всегда связан с той реакцией, которую он вызывает, для него большое значение имеет впечатление, которое он производит на окружающих. Этик не видит смысла в той правде, которая отдаляет его от желаемой цели.
Несмотря на то, что чувство является оценочным процессом, чувство нельзя упростить настолько, чтобы оно соответствовало системе "нравится - не нравится". Все шкалы дифференциации эстетического чувства (прекрасно - безобразно), нравственного чувства (хорошо - плохо), человеческого чувства (любовь - ненависть, приподнятое настроение - депрессивное), биологического чувства (притяжение - отталкивание, отступление - экспансия) находятся за пределами простых гедонистических предпочтений "нравится - не нравится". Природа чувствующей функции более сложная, она зарождается не из простейших элементов.
"Нравится" и "Не нравится" - сложные утверждения, требующие взвешенного анализа. Нормальный ответ чувства на вопрос "Он вам нравится?" - "Это зависит...". Это зависит от ситуации, от того, что я подразумеваю под словом "нравится", от того, о каких качествах человека меня спрашивают, и т. д. Процесс чувствующей функции сортирует все эти факторы. Приведение понятия чувства к простой альтернативе "нравится - не нравится" так же неоправданно, как и приведение всех мыслительных процессов к дихотомии: истинно - ложно. Чувство регистрирует качество и значение события. А потому действие чувствующей функции прямо противоположно такому приведению - она выявляет и усиливает полутона и оттенки.
Этики склонны признавать чувства вне зависимости от их целесообразности. И для этика уже факт того, что их партнер пытается им в чем-то признаться, говорит о многом. О многом говорит тональность, с который он говорит, скорость речи и паузы. Для этика большое значение имеет невербальная составляющая сообщения (информации). Этик быстро считывает состояние человека (по невербальному поведению, так называемому метасообщению).
Этики стараются учитывать все факторы, которые могут повлиять на ситуацию, не выделяя главных и второстепенных. Зачастую самое главное скрывается за тем, что и как говорят люди. Этику важны не факты, а отношение к ним. Для этиков важен эффект от принятого решения. Этик понимает, что любое решение может повлечь за собой процесс необратимых изменений. Поэтому этики стараются учитывать возможную реакцию окружающих. Этику важнее не то, что ему говорят, а то, в какой форме это говорится.
Этик буквально ощущает атмосферу в коллективе. Заходя в комнату, он может почувствовать, что в ней кто-то ссорился.
Этик ищет неформальные подступы к человеку. Этик предпочитает не знать, чем сомневаться.
Чтобы понять этика, нужно узнать его намерения, что им движет. А чтобы об этом узнать, нужно обратить внимание на то, как он реагирует на те или иные явления.
Этику не нужна причина и следствие, ему нужна связь между ними. Этики обращают внимание не только на правила, они также весьма успешно замечают исключения из правил.
Чувствующая функция создает ситуацию, в которой рациональное сочетание различных точек зрения может быть достигнуто, несмотря на то, что стороны не урегулировали все спорные вопросы и не пришли к логически разумному компромиссу. Можно ощущать иррациональное недовольство предстоящей встречей или необходимостью выполнения какого-либо обязательства и в то же время пребывать в полной гармонии со своими оценками и настроением. Проснувшись утром, мы получаем от чувства сведения о том, как мы себя ощущаем, независимо от внешних реалий: погоды, времени на часах, расписания дня, состояния нашего тела. И самое главное - именно чувство вносит в любовь порядок и логику.
URL записичитать дальше«Эмоциональные оценки, эмоциональные суждения и вообще сами эмоции могут быть не просто разумными, но и логичными, последовательными и рассудительными и в этом смысле точно такими же, как мышление. Когда мы думаем, то делаем это с намерением прийти к какому-нибудь выводу или заключению, а когда чувствуем, то для того, чтобы достичь верной оценки». (К. Г. Юнг).
Чувствующая функция связывает субъект с объектом, определяя место объекта в шкале ценностей субъекта. Следовательно, эта функция служит для определения отношений. Чувство формирует отношение субъекта к объекту, порождает оценку и общий чувственный фон, настроение.
Этики входят в ситуацию, оценивая её изнутри, они задаются вопросами: «Каково мое мнение? Как то или иное решение повлияет на меня и окружающих? Как правильнее поступить? Какое решение подсказывает мне личный интерес?».
Этик больше думает не о том, как правильно, а об уместности и желательности того или иного решения.
Сливаясь с ситуацией, этик начинает чувствовать отношения и замечать эмоции, которые возникают в процессе коммуникации.
Этик склонен принимать решения, основываясь на персональных ценностях, и, принимая решение, он в первую очередь думает о том, как это решение отразится на нем и на окружающих. Логически оно может быть не обоснованным, но зато этически правильным.
Этик принимает решения на основе того, насколько ему небезразличен вопрос, и в решениях этиков больше субъективного фактора. Они могут руководствоваться лишь ощущением уместности, целесообразности своего выбора.
Этик прекрасно осознает факт того, что не все можно просчитать логически и, более того, большинство решений связанны с человеческим фактором. Они не просто знают, как сочувствовать и сопереживать, они живут этим.
Когда нам кто-то не нравится, мы ощущаем это не столь на физическом, сколь на этическом уровне. Мы оцениваем человека, событие или явление с точки зрения субъективной системы ценностей, которая устанавливает значение возникшей ситуации. Чувствующая функция проецирует суждение и создает оценку. События, которые не были оценены с помощью шкалы наших субъективных ценностей, не имеют отношения к этическим категориям
Почему чувствующая функция имеет рациональную природу? Потому что как функции процесса принятия решений чувству требуется больше времени, чем необходимо для восприятия. Подобно мышлению, оно должно рационально организовать впечатления и составить о них суждение; в отличие от мышления, это суждение принимает форму оценки. Чем более дифференцирован и богат набор оценок, тем медленнее может протекать чувственный процесс. Составляя суждение об объекте, чувствующая функция подводит баланс оценок, сравнивает тона и качества, взвешивает его важность и, наконец, выносит решение об открытых ею ценностях. Хотя эти системы ценностей и суждения, основанные на них, не являются логическими, они рациональны.
Несмотря на то, что чувство не прибегает к силлогизмам, в его действиях есть и точность, и очевидная разумность (например, можно обладать вкусом, который нельзя логически объяснить или проверить экспериментально, но который тем не менее отличается последовательностью и систематичностью). Способность правильно подойти к разрешению проблемы или разговору с человеком свидетельствует о рациональном выборе и регулировке необходимых действий. Но при этом эти действия могут не быть рассудочными. Человек говорит разным людям разные вещи в соответствии с ситуацией и тем, что собеседник хочет услышать. Ответы на вопросы могут оказаться неверными, некорректными, но с точки зрения чувства абсолютно правильными. Когда ребенок просит что-то объяснить ему, ответ может диктоваться или мышлением, или чувством; иногда успокаивающая выдумка может оказаться "правдивее" разумного разъяснения. Попасть ответом точно в цель не всегда значит сообщить фактическую или логическую истину.
Проявляя активные отношения, этики придают значение результатам действий других. Результаты действий становятся не просто вещью в себе, они наполняются жизнью и обрастают этическими связями (не просто «он мне помог сделать», а «он проявил свое участие в помощи со своей стороны, следовательно, ему не безразличны мои потребности»).
Этики ценят участие, согласие не только потому, что это приводит к желаемому результату, но также и потому, что они наглядно показывают степень заинтересованности и расположенности к ним. Помогая, этик делает приятно окружающим. Он чувствует, как меняется эмоциональный климат после его помощи. Выражая одобрение, этик показывает степень доверия и расположения к конкретному человеку.
Этики считают такт важнее правдивости. Смысл любого общения у этика всегда связан с той реакцией, которую он вызывает, для него большое значение имеет впечатление, которое он производит на окружающих. Этик не видит смысла в той правде, которая отдаляет его от желаемой цели.
Несмотря на то, что чувство является оценочным процессом, чувство нельзя упростить настолько, чтобы оно соответствовало системе "нравится - не нравится". Все шкалы дифференциации эстетического чувства (прекрасно - безобразно), нравственного чувства (хорошо - плохо), человеческого чувства (любовь - ненависть, приподнятое настроение - депрессивное), биологического чувства (притяжение - отталкивание, отступление - экспансия) находятся за пределами простых гедонистических предпочтений "нравится - не нравится". Природа чувствующей функции более сложная, она зарождается не из простейших элементов.
"Нравится" и "Не нравится" - сложные утверждения, требующие взвешенного анализа. Нормальный ответ чувства на вопрос "Он вам нравится?" - "Это зависит...". Это зависит от ситуации, от того, что я подразумеваю под словом "нравится", от того, о каких качествах человека меня спрашивают, и т. д. Процесс чувствующей функции сортирует все эти факторы. Приведение понятия чувства к простой альтернативе "нравится - не нравится" так же неоправданно, как и приведение всех мыслительных процессов к дихотомии: истинно - ложно. Чувство регистрирует качество и значение события. А потому действие чувствующей функции прямо противоположно такому приведению - она выявляет и усиливает полутона и оттенки.
Этики склонны признавать чувства вне зависимости от их целесообразности. И для этика уже факт того, что их партнер пытается им в чем-то признаться, говорит о многом. О многом говорит тональность, с который он говорит, скорость речи и паузы. Для этика большое значение имеет невербальная составляющая сообщения (информации). Этик быстро считывает состояние человека (по невербальному поведению, так называемому метасообщению).
Этики стараются учитывать все факторы, которые могут повлиять на ситуацию, не выделяя главных и второстепенных. Зачастую самое главное скрывается за тем, что и как говорят люди. Этику важны не факты, а отношение к ним. Для этиков важен эффект от принятого решения. Этик понимает, что любое решение может повлечь за собой процесс необратимых изменений. Поэтому этики стараются учитывать возможную реакцию окружающих. Этику важнее не то, что ему говорят, а то, в какой форме это говорится.
Этик буквально ощущает атмосферу в коллективе. Заходя в комнату, он может почувствовать, что в ней кто-то ссорился.
Этик ищет неформальные подступы к человеку. Этик предпочитает не знать, чем сомневаться.
Чтобы понять этика, нужно узнать его намерения, что им движет. А чтобы об этом узнать, нужно обратить внимание на то, как он реагирует на те или иные явления.
Этику не нужна причина и следствие, ему нужна связь между ними. Этики обращают внимание не только на правила, они также весьма успешно замечают исключения из правил.
Чувствующая функция создает ситуацию, в которой рациональное сочетание различных точек зрения может быть достигнуто, несмотря на то, что стороны не урегулировали все спорные вопросы и не пришли к логически разумному компромиссу. Можно ощущать иррациональное недовольство предстоящей встречей или необходимостью выполнения какого-либо обязательства и в то же время пребывать в полной гармонии со своими оценками и настроением. Проснувшись утром, мы получаем от чувства сведения о том, как мы себя ощущаем, независимо от внешних реалий: погоды, времени на часах, расписания дня, состояния нашего тела. И самое главное - именно чувство вносит в любовь порядок и логику.
Логическое принятие решений
читать дальшеПринимая решение, логики словно отступают на шаг назад, пытаясь беспристрастно ответить на вопросы: «Какой в этом смысл? Какие есть доводы «за» и «против»? Каковы будут последствия того или иного решения?». Им свойственен безличный подход к принятию решений.
Даже, казалось бы, в совсем этических ситуациях интровертный логик задает себе, а экстравертный другому вопрос: «Почему?»
На эмоциональное «Ах! Люблю!», логик хладнокровно начинает анализировать, что же в собеседнике вызывает такой эмоциональный отклик. Интровертому логику необходимо понять это и разобраться в этом. Экстравертный может деловито спросить: «Почему?», «За что ты меня любишь?»; ему нужно сначала собрать информацию, прежде чем принять решение.
Принятие решения у логика связано с анализом, обдумыванием, осмыслением ситуации. И выражается в словах, цифрах, словах, в какой-то информации. Это не решения в категориях «хочу/ не хочу». Это решения в категориях «надо/ не надо».
Несомненно, логик в определенных ситуациях может повести себя как этик, а этик как логик. Вопрос в том, как часто это происходит и с чем это связано.
Логики прямолинейно высказывают свои суждения. Они мыслят критически. Как правило, признают чувства только тогда, когда считают их логически обоснованными. Анализируют, взвешивают обстоятельства, даже когда этот путь ведет к неприятным эмоциональным последствиям.
Даже если логик знает, что этими словами он обидит человека, но они являются правильными в данной ситуации, он их обязательно скажет. Логики гордятся своей способностью применять в процессе принятия решений объективный анализ. Ценят справедливость, одинаковый подход ко всем, один стандарт для всех. Но это не отменяет того факта, что к близкому человеку будет отношение, совершенно отличное от отношения к случайному знакомому. И это не отменяет того факта, что к одному человеку логик будет испытывать больше симпатии, чем к другому. И понятие справедливости у логиков каждой квадры свое. Дело лишь в том, что логики, при принятии решения не могут обойтись без анализа, без дополнительного сбора информации.
Логики при принятии решения стараются выделить ключевые моменты и факторы, определяющие ситуацию. Для логиков ценность - результат. Логики смотрят на содержание. Воспринимая информацию, логик стремится вычленить суть сообщения. Логическая информация вербальна, то есть выражена словами, знаками, цифрами.
Логик, как правило, не способен выразить невербально свое отношение к собеседнику или его сообщению. Логику обязательно нужно сказать, вербализовать информацию.
Для логика имеют значение поступки и дистанция, на которой он находится по отношению к человеку. Поступки - это объективные закономерности развития отношений. Это возможность выстроить цепочку причинно-следственных связей и прийти к логическому выводу. Дистанция логику нужна для того, чтобы с её помощью контролировать этическую ситуацию. Логику известно, что если человек к нему тянется, значит, он испытывает к нему симпатию. Если он отдаляется, значит, симпатия ослабевает. Но какие невербальные составляющие стоят за всем этим, логику не известно. Если логик меняет к кому-нибудь свое отношение, обычно это серьезно мотивированно. Это логически вытекает из его или вашего поведения. И не надо в этом искать потайной смысл. Для того, чтобы понять логика, нужно просто собрать дополнительную информацию. Если возникает эмоционально запутанная ситуация или назревает выяснение отношений, логик может проявить беспомощность и апатию либо необоснованную резкость от ощущения дискомфорта. А эмоционально запутанная ситуация для логика всегда напрямую связана с отсутствием необходимой информации.
В объединении людей логики ищут возможность совместно добиться какой-то цели, обычно ранее осмысленной и четко провозглашенной. Цели логиков находятся в информационном поле. Это либо какая-то внешняя активность, либо интеллектуальная деятельность. Даже если цель находится в сфере этических интересов, она в любом случаи может быть легко вербализована.
URL записичитать дальшеПринимая решение, логики словно отступают на шаг назад, пытаясь беспристрастно ответить на вопросы: «Какой в этом смысл? Какие есть доводы «за» и «против»? Каковы будут последствия того или иного решения?». Им свойственен безличный подход к принятию решений.
Даже, казалось бы, в совсем этических ситуациях интровертный логик задает себе, а экстравертный другому вопрос: «Почему?»
На эмоциональное «Ах! Люблю!», логик хладнокровно начинает анализировать, что же в собеседнике вызывает такой эмоциональный отклик. Интровертому логику необходимо понять это и разобраться в этом. Экстравертный может деловито спросить: «Почему?», «За что ты меня любишь?»; ему нужно сначала собрать информацию, прежде чем принять решение.
Принятие решения у логика связано с анализом, обдумыванием, осмыслением ситуации. И выражается в словах, цифрах, словах, в какой-то информации. Это не решения в категориях «хочу/ не хочу». Это решения в категориях «надо/ не надо».
Несомненно, логик в определенных ситуациях может повести себя как этик, а этик как логик. Вопрос в том, как часто это происходит и с чем это связано.
Логики прямолинейно высказывают свои суждения. Они мыслят критически. Как правило, признают чувства только тогда, когда считают их логически обоснованными. Анализируют, взвешивают обстоятельства, даже когда этот путь ведет к неприятным эмоциональным последствиям.
Даже если логик знает, что этими словами он обидит человека, но они являются правильными в данной ситуации, он их обязательно скажет. Логики гордятся своей способностью применять в процессе принятия решений объективный анализ. Ценят справедливость, одинаковый подход ко всем, один стандарт для всех. Но это не отменяет того факта, что к близкому человеку будет отношение, совершенно отличное от отношения к случайному знакомому. И это не отменяет того факта, что к одному человеку логик будет испытывать больше симпатии, чем к другому. И понятие справедливости у логиков каждой квадры свое. Дело лишь в том, что логики, при принятии решения не могут обойтись без анализа, без дополнительного сбора информации.
Логики при принятии решения стараются выделить ключевые моменты и факторы, определяющие ситуацию. Для логиков ценность - результат. Логики смотрят на содержание. Воспринимая информацию, логик стремится вычленить суть сообщения. Логическая информация вербальна, то есть выражена словами, знаками, цифрами.
Логик, как правило, не способен выразить невербально свое отношение к собеседнику или его сообщению. Логику обязательно нужно сказать, вербализовать информацию.
Для логика имеют значение поступки и дистанция, на которой он находится по отношению к человеку. Поступки - это объективные закономерности развития отношений. Это возможность выстроить цепочку причинно-следственных связей и прийти к логическому выводу. Дистанция логику нужна для того, чтобы с её помощью контролировать этическую ситуацию. Логику известно, что если человек к нему тянется, значит, он испытывает к нему симпатию. Если он отдаляется, значит, симпатия ослабевает. Но какие невербальные составляющие стоят за всем этим, логику не известно. Если логик меняет к кому-нибудь свое отношение, обычно это серьезно мотивированно. Это логически вытекает из его или вашего поведения. И не надо в этом искать потайной смысл. Для того, чтобы понять логика, нужно просто собрать дополнительную информацию. Если возникает эмоционально запутанная ситуация или назревает выяснение отношений, логик может проявить беспомощность и апатию либо необоснованную резкость от ощущения дискомфорта. А эмоционально запутанная ситуация для логика всегда напрямую связана с отсутствием необходимой информации.
В объединении людей логики ищут возможность совместно добиться какой-то цели, обычно ранее осмысленной и четко провозглашенной. Цели логиков находятся в информационном поле. Это либо какая-то внешняя активность, либо интеллектуальная деятельность. Даже если цель находится в сфере этических интересов, она в любом случаи может быть легко вербализована.
@темы: общее: теория, признак: логика|этика (базовая дихотомия)